Ты - моряк, а это много значит
Праздник - два раза в год
Военно-Морской Флот - особый вид Вооруженных сил России. И дело совсем не в том, что на флоте другая форма одежды, иные воинские звания, два собственных, независимых друг от друга праздника.
Один - в октябре, когда флот де-юре был утвержден указом Боярской думы, второй - каждое последнее воскресенье июля…
Кстати, первоначально День ВМФ должен был отмечаться ежегодно 24 июля. Таким образом Сталин проявил свою любовь к флоту и лично к его главнокомандующему Адмиралу Флота Советского Союза Николаю Кузнецову. Именно по распоряжению Иосифа Виссарионовича в 1939 году день рождения прославленного флотоводца - 24 июля - был установлен Днем ВМФ. Впоследствии этот праздник перенесли на последнее воскресенье июля. Сам же Кузнецов до своей смерти праздновал день рождения только в последнее воскресенье июля.
Сегодня мы не будем говорить, насколько высказывание Александра III о морском флоте, который наряду с армией является главным союзником России, соответствует нынешней ситуации (в этом никто не сомневается), а полистаем страницы флотской истории - с его традициями и обычаями. Уж чем-чем, а этим флот богат до краев. Наверняка каждого из наших читателей, хотя бы раз, приглашали на клотик попить чайку или отведать жареных балясин. И наверняка, слушая рассказы «бывалых» о службе на флоте, вы удивлялись, как они могли точить якоря или продувать макароны… Разумеется, ничего этого не было и близко, но ничто на флоте не возникает на пустом месте. Обязательно всему есть легенда или, как минимум, объяснение.
«Крестная мать» корабля
Например, все знают, что при спуске корабля на воду принято разбить о его форштевень бутылку шампанского. И делает это, как правило, женщина. При этом расхожая фраза - «Женщина на корабле - быть беде» актуальна до сих пор, и никто не ставит ее под сомнение. Как два этих взаимоисключающих момента уживаются в рамках одного флота? Оказывается, очень просто. Разбивая бутылку шампанского, женщина становится «крестной матерью» корабля. Иногда ее даже включают в состав экипажа в качестве почетного члена, тогда она приобретает право бесплатного проезда на «своем» судне, если, конечно, оно не военное. Поручать такое дело «крестному отцу», как вы понимаете, никто пока не отважился.
Тельняшка, во все времена - тельняшка
Еще проще на флоте обстоит дело с предметами неодушевленными. Например, с формой одежды. Бесспорно, любимым атрибутом моряков всех поколений была и остается тельняшка. Ее, правда, сегодня носят представители почти всех силовых структур, но впервые тельняшка появилась именно на флоте. На парусном. Она была разновидностью нательного белья и имела однообразный бело-серый цвет. По сравнению с другим бельем тельняшка сделана так, что хорошо сохраняет тепло и, хотя плотно облегает тело, не мешает свободному движению при работе.
Когда моряки стали совершать кругосветные плавания с длительным нахождением в южных широтах, тельняшка оказалась самой удобной одеждой при работе не только в низах (внутренние помещения корабля), но и на верхней палубе. Тогда же изменился и ее цвет - она стала полосатой. Это было наиболее удобным вариантом. Матросы, одетые в такую «рубашку», при работе с парусами на реях мачт очень хорошо просматривались на фоне неба, моря и самих парусов.
Когда отпала необходимость лазать по вантам, тельник свой внешний облик не утратил. В немалой степени подобная «живучесть» тельняшки объясняется и тем, что сочетание полос символизирует синь неба и белые гребни волн. А что еще может быть понятнее для моряка? Со временем, правда, синие полосы трансформировались в черные, но сути это не поменяло.
И брюки клеш
В те же времена парусного флота матросы носили брюки особого покроя, формой напоминавшие колокол и называемые по-русски «клеш» (от французского cloche - колокол). Такой покрой имел практическую необходимость. При корабельных уборках, когда по палубе бежали потоки воды, подъеме на реи по вантам, при подходе шлюпок к отлогому берегу было удобно одним движением руки загнуть концы широких штанин кверху выше колен, чтобы не мочить брюки. Точно также и с покроем брючного пояса и ширинки (гульфика). Последней просто нет: ее заменяют две пуговицы на поясе сбоку. Это очень удобно в случае необходимости быстро освободиться от брюк в воде. В результате все флотские брюки (и рабочее платье, и парадная форма) долгие годы шились без гульфика. Сегодня эту «привилегию» за собой сохранили только рабочие повседневные брюки. А вот ширину парадных брючин внизу регламентирует устав. И еще диктует мода. Какой моряк не захочет выглядеть привлекательно? Кстати, именно клеша придавали некий разухабистый шарм походке, которую по сей день называют морской.
Самую сложную эволюцию в своем становлении пережил синий форменный воротник (на флотском жаргоне - гюйс) с тремя белыми полосками. Это - неотъемлемая составная часть формы одежды старшин и матросов. Воротник пришел на флот из армии во времена царствования Павла I. В ту пору солдаты носили парики с косами, которые приходилось мазать салом и припудривать мукой - этого требовал устав. Такой туалет, естественно, загрязнял мундир, и солдаты втихаря подкладывали под косу кожаный воротничок, который затем уже официально вошел в форму одежды. После отмены париков и причесок с косами в матросской форме одежды сохранился матерчатый воротник, который в холодную ветреную погоду заправлялся под бескозырку и заменял башлык.
Бытует мнение, что белые полоски на воротнике введены в память о трех великих победах русского флота. Сложно сказать, когда возникла эта красивая легенда, но она совершенно не имеет под собой почвы. Хотя бы потому, что в истории русского флота этих побед насчитывается гораздо больше. Синий воротник с несколькими белыми полосками появился в 1851 году у гребцов корабельных шлюпок. При этом количество полосок соответствовало номеру дивизии - 1-й, 2-й или 3-й. Долгое время полоски на воротнике носили только гребцы корабельных шлюпок. И только спустя 30 лет три белые полосы на воротнике были введены на всем флоте. При этом возобладала чисто эстетическая сторона: такой воротник оказался наиболее красивым и имел, по мнению тогдашних дизайнеров, вполне законченную форму.
Без флота не было б тату
Помимо обычаев и традиций непосредственно флотских, в гражданской жизни встречается немало обыденных вещей, которые своим появлением обязаны флоту. Мало, к примеру, кто знает, что татуировка - очень модное нынче увлечение - не существовала бы, возможно, вообще, не будь флота. Именно там татуировка появилась впервые и играла роль своеобразного амулета, предохранявшего моряка от того, чтобы он не утонул. С течением времени необходимость делать татуировку стала модой, своего рода стилем среди матросов всех национальностей.
Даже сегодня татуировка среди матросов рассматривается как доказательство «бывалости». Причем характер рисунка тоже имеет общую историю для всего морского интернационального братства: от простейшего якоря до изображения русалки или женщины. Кстати, изображение обнаженных женщин одно время было так распространено, что при приеме в военный американский флот было установлено требование путем добавочной татуировки одевать их в платья. Обычай татуировки был распространен не только среди матросов, но также и среди офицеров - как знак того, что ими совершено одно или несколько дальних плаваний. Этим флотский офицер хотел выделить себя из когорты тех, которые устраивались на берегу при штабы или плавали на судах малого каботажа…
Рассказ о флотских обычаях и традициях может быть бесконечным. Но даже малая толика перечисленного убеждает нас в том, что флот всегда занимал и будет занимать особую нишу в структуре не только Вооруженных сил, но и во всем механизме, называемым государством.