Десант в фонтане видит небо
Это как два моральных полюса: спозаранку - гудящие авто с торчащими из них флагами ВДВ, чуть позже - чинная Божественная литургия в храме Ильи Пророка (святого покровителя крылатой пехоты), за ней - торжественное возложение цветов к памятникам десантникам, праздничные концерты, шоу с разбиванием о голову бутылок, гулянья в парках и посиделки в квартире или на лужайке. Ну а потом - традиционное ныряние в фонтаны, а кое-где - стычки с полицией. После пьяных драк некоторые «герои» действа в тельняшках оказывались в «обезьяннике»...
Мне не раз приходилось бывать на праздниках голубых беретов и хотелось понять природу этого бесшабашного удальства. Зачем мужику при орденах плюхаться в воду? Я слышал разные объяснения. Кто-то говорил, что это дань памяти люто жаркому Афганистану, где часто бойцам не хватало воды. Кто-то давал романтичное объяснение: в воде фонтанов десантник видит отражение неба и стремится прыгнуть в него. Третья версия объяснялась Ильиным днем, который по древнерусским обычаям является последним летним днем, когда можно еще купаться.
Но все это не то. Тут совсем другое, особый российский десантный феномен: кто не резал во время приземления запутавшиеся стропы основного парашюта, не ходил в горах Афгана или Чечни на бандитские пулеметы, тот никогда не поймет, почему так рвется наружу лихая и крепкая душа десантника.
Тот, кто однажды надел голубой берет, навсегда становится бойцом с особой военной «религией», свято следующим главной заповеди - «Никто кроме нас!» Не может десантник в свой праздник не учудить что-нибудь залихватское. Без этого он как патрон, в котором порох выгорает, а пуля не вылетает.
Накануне Дня ВДВ в Москве открыли памятник отцу-основателю ВДВ Василию Филипповичу Маргелову. А мне вспоминается история, рассказанная ветераном крылатой пехоты полковником Алексеем Самойловым. Однажды в День ВДВ Маргелову позвонил возмущенный начальник гарнизонной гауптвахты Москвы и сообщил о задержании в парке Горького троих десантников, которые бултыхались в фонтане. Комендант был возмущен и другим: все трое сбежали с гауптвахты. И просил командующего найти и наказать нарушителей дисциплины.
- Да, это мои подчиненные, - весело ответил Маргелов. - Но наказывать я их не буду, товарищ полковник. Я бы их наказал, если бы они не сбежали...
С праздником, крылатая пехота!
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.