Лучший агент КГБ-СВР работал в ФБР
Секретный «Источник»
6 октября 1985 года дежурный офицер посольства СССР в Вашингтоне вручил полковнику Черкашину, возглавлявшему в резидентуре КГБ службу контрразведки, пакет с надписью: «Передать лично Виктору Черкашину!»
Вскрыв его, Виктор Иванович прочел:
«Мистер Черкашин! В ближайшее время я отправлю Вам пакет с документами. Они - оригиналы секретных проектов различных подразделений Разведывательного сообщества США.
С точки зрения интересов нашего долгосрочного сотрудничества, пожалуйста, имейте в виду, что круг лиц, обладающих такой степенью допуска к секретам, как я, крайне ограничен. Поэтому эти документы в блоке сразу укажут на меня. Я надеюсь, что Вы, будучи профессионалом, найдете им надлежащее применение. Я полагаю, что этих документов достаточно, чтобы оправдать выплату мне 100.000 долларов.
Мое имя и положение, которое я занимаю в Разведывательном сообществе США, останутся неназванными для обеспечения моей безопасности».
Далее в письме содержались данные о расходах правительства США на разведывательную деятельность АНБ, ЦРУ, ФБР и РУМО.
Волкодав контрразведки полковник Черкашин, до США руководивший операциями КГБ в Индии и в Ливане, не стал оценивать важность полученных сведений, ибо сначала ему надо было найти ответы на два вопроса. Первый: является ли предложение анонима реальным или это провокация американских спецслужб с целью втянуть вашингтонскую резидентуру, а то и весь Комитет, в провальное предприятие, чтобы загнать их в ловушку? Второй: стоит ли овчинка выделки, если у него в активе апрельская вербовка Олдрича Эймса, начальника отделения контрразведки отдела, который работал против СССР?
Как только полковник вспомнил, что 1985-й называют «годом шпиона», он махнул рукой - предложение принимаю, и будь что будет!
…Через десять дней после получения письма все повторилось. По почте пришел пакет, наполненный секретными документами. Они - доказательство того, что Черкашин имеет дело с сильным профессионалом, решившим стать шпионом. Новому агенту присвоили кодовое имя «Source» - «Источник».
В ФБР его прозвали «Гробовщик»
Роберт Филипп Хансен родился 18 апреля 1944 года в Чикаго в семье полицейского и домохозяйки. В детстве он мечтал пойти по стопам отца, но родители хотели дать ему более престижную профессию, и Боб в 1966 году окончил Иллинойский колледж Нокс по специальности «химия», там же приобрел знания русского языка.
После окончания в 1971 году Чикагского Северо-Западного университета Хансен получил диплом магистра по специальности «Бухгалтерия и информационные системы». Но во исполнение мечты детства, поступил в департамент полиции Чикаго, а через 3 года подал рапорт о переводе в Федеральное бюро расследований. Учитывая, что Хансен хорошо владел русским языком, его рапорт был удовлетворен, и он начал работать в нью-йоркском отделении ФБР.
В течение 11 лет Хансен быстро поднимался по карьерной лестнице, в итоге став членом комитета ФБР, координирующего работу всех американских спецслужб по противодействию советской разведке с использованием технических средств. А с 1995 года он 6 лет руководил контрразведывательным обеспечением внешнеполитического ведомства США (Госдепа) и всех его посольств за рубежом.
В обязанности Хансена входила и организация контроля над передвижением по территории страны сотрудников всех иностранных разведок, действующих под дипломатическим прикрытием.
…Вместе с тем, в аттестациях начальство неизменно отмечало, что Хансен - «чудаковатый «гений» электронно-вычислительной техники, у которого противоречивый характер, мешающий ему находить общий язык с коллегами. Они за отсутствие у него чувства юмора и пристрастие к костюмам радикально черного цвета прозвали его «Гробовщик».
«Вы будете делать то, что скажу я!»
На начальной стадии сотрудничества камнем преткновения стало разное видение резидентурой КГБ и Хансеном способов связи. Стоило полковнику Черкашину заикнуться, что места для тайниковых операций будут подбираться резидентурой, как новобранец тут же заявил: «Ну уж нет! Я не собираюсь ползать на четвереньках и шарить в грязи».
Черкашин возразил: «Делайте так, как скажем мы».
На что Хансен ответил: «Нет, это ВЫ будете делать то, что скажу Я!»
Компромисс удалось достигнуть, благодаря гибкости Черкашина. Он понял, что лучший способ обеспечить безопасность агента состоит в том, чтобы согласиться с его предложением. Резидентуру будет интересовать главное - получение ценной разведывательной информации.
За свои услуги «Источник» запрашивал $100.000, что для первого раза было очень много. Остановились на половине суммы. Резидентура провела тайниковую закладку, агент ее изъял, и 8 ноября Черкашин получил письмо:
«Спасибо за $50.000. Я бы не пошел на контакт с Вами, если бы не знал, что Вы пользуетесь уважением в Вашей организации, которую я изучал много лет. Я пошел на использование почты в рамках неизбежного риска и не намерен больше прибегать к этому каналу для передачи ценной информации. Я сделал это для того, чтобы Вы убедились в серьезности моих намерений и оценили мою привлекательность для Вашей организации.
Ну и напоследок - мне нужен план побега на случай чрезвычайных обстоятельств - ничто не длится вечно».
Менторский тон письма свидетельствовал о том, что Хансен профессионал высокого класса и реально входит в контрразведывательную элиту ФБР.
«Гений» провалился не по своей вине
…Инициативный бросок Хансена в объятия КГБ положил начало его деятельности в пользу СССР, в ходе которой он выдал больше секретов разведсообщества США, чем кто-либо за всю 110-летнюю историю этой синекуры.
Хансен, сумев получить доступ ко всем материалам общенациональной базы американской контрразведки, имел возможность сообщать нам сведения о проводимых ФБР операциях против сотрудников резидентур КГБ и ГРУ в Вашингтоне, Нью-Йорке и Сан-Франциско, о системе электронного слежения за иностранными дипломатами, находящимися на территории США. Но самое главное - данные о сверхсекретной компьютерной сети, объединяющей нью-йоркские отделения всех 16 подразделений американского Разведывательного сообщества - от ЦРУ до военно-морской разведки.
От него была получена информация о национальной программе США Masint, которая позволила раскрыть секреты технического оснащения американских спутников-шпионов. Благодаря чему удалось также понять, как американцы перехватывают данные со спутников других стран, включая СССР.
Информация, переданная Хансеном за время сотрудничества с нами, экспертами оценивается в сотни миллиардов долларов. КГБ СССР, а затем Служба внешней разведки РФ получили от него тысячи документов, которые были на 27 дискетах, переписанных с компьютерных серверов ФБР.
Хансен передал Комитету госбезопасности так много сведений о работе ЦРУ, что, когда контрразведывательные службы США начали поиск источника утечки информации, первым делом они стали искать его среди сотрудников Управления, а не Бюро. Если Олдрича Эймса в США называют «смертельным шпионом», поскольку он выдал «живых» агентов ЦРУ и ФБР в советских спецслужбах, из которых большинство были расстреляны, то Хансена, передавшего нам информацию высшего общегосударственного значения США, можно назвать «технологическим шпионом».
Хансен позволил аналитикам и экспертам КГБ проникнуть в такие глубины американских спецслужб, что он по праву считается самым выдающимся поставщиком разведывательной информации, по калибру и значению даже выше, чем Олдрич Эймс.
И последнее. Последнее по очередности, но не по важности. Обостренное чувство опасности, которым обладал Хансен, подсказало ему, что в системе общения с нашими разведчиками через тайники, надо срочно что-то менять. Он вышел в московский Центр с предложением отказаться от тайников и, сохраняя связь безличной, перейти на использование компьютеров. Для этого, считал он, нам необходимо провести апгрейд и перейти на более совершенные органайзеры Palm Pilot VII, позволяющие поддерживать беспроводную связь.
Если бы это предложение Хансена было принято, то его не взяли бы с поличным на тайнике 21 февраля 2001 года…
P.S. Имя своего «Источника» Черкашин узнал только из публикаций в американских СМИ, появившихся после его задержания. Приговоренный к пожизненному заключению без права на помилование Хансен содержится в экстремальных условиях: под землей в одиночной камере с круглосуточно включенным электрическим светом, лишенный возможности кого-либо видеть и что-либо читать.
Впрочем, американская Фемида проявила неслыханную благосклонность к жене Хансена и его шестерым детям. Они получают ежегодную пенсию в сумме $38.000.