АПЛ «Юрий Долгорукий».

От «Кита» до «Борея»: какой путь прошел атомный подводный флот России

4 июля 2018 года исполняется 60 лет атомному подводному флоту России. В этот день в 1958 году на первой атомной подводной лодке (АПЛ) СССР «Ленинский комсомол» (К-3, проект 627 «Кит») была запущена ядерная силовая установка
04 июля 2018, 10:00
Реклама
От «Кита» до «Борея»: какой путь прошел атомный подводный флот России
© mil.ru
АПЛ «Юрий Долгорукий».
Читайте нас на: 

В 1958 году с появлением К-3 и первого атомного ледокола «Ленин» Советский Союз вступил в новую технологическую эру. Стимулом научно-технического прогресса было стремление СССР достичь военного паритета с США, чтобы надежно обезопасить страну от ядерного удара с моря. Для этого требовалось радикально увеличить автономность плавания подлодок и мощь их силовой установки.

В погоне за «Наутилусом»

12 сентября 1952 года Иосиф Сталин подписал постановление «О проектировании и строительстве объекта 627». Работы над атомной подлодкой проходили в режиме строжайшей секретности. Главная проблема, которую предстояло решить ученым, заключалась в «миниатюризации» ядерной установки.

Несмотря на постоянную корректировку проекта 627, советские конструкторы смогли создать АПЛ в рекордно короткие сроки. Весь цикл работ, если вести отсчет от постановления Совмина СССР до исправления основных недостатков, занял чуть более шести лет. Американцам на разработку первого атомохода «Наутилус» (Nautilus) потребовалось около девяти лет.

Конечно, реализация таких грандиозных задач, как создание конкурентоспособного подводного атомного флота, имела свои обратные стороны. Технику нового поколения всегда преследует множество «детских болезней». К-3 требовался постоянный ремонт, а необходимая береговая инфраструктура на тот момент отсутствовала. Боевую вахту субмарина-первенец начала нести только в 1961 году, то есть через три года после вхождения в состав ВМФ.

К сожалению, советский ВМФ, как, впрочем, и ВМС стран - членов НАТО, сопровождали постоянные трагедии. 8 сентября 1967 года на АПЛ «Ленинский комсомол» произошел сильный пожар, жертвами его стали 39 моряков. Тем не менее оставшиеся в живых смогли вернуть субмарину в базу.

К-3 была восстановлена и прослужила нашей стране до 1991 года.

АПЛ «Ленинский комсомол» на Северном полюсе.
© Фото из архива
АПЛ «Ленинский комсомол» на Северном полюсе.

Ключевым достижением «Ленинского комсомола», которое прославило Советский Союз и его подводный флот, стало всплытие 17 июля 1962 года на Северном полюсе. Руководитель похода, командир АПЛ и командир силовой установки получили звание Герой Советского Союза.

Огромную роль проекта «Кит» и его усовершенствованной версии (проект 627А) отметил Главком ВМФ адмирал Владимир Королев, выступая в феврале 2018 года в Санкт-Петербурге на конференции «60 лет Атомному подводному флоту России».

«В 1958 году была построена первая отечественная атомная подводная лодка. Тогда за ее создание на соискание Ленинской премии был представлен 81 человек. К 1961 году страна имела уже 9 атомных подводных лодок - 4 ракетные и 5 торпедных», - напомнил Владимир Королев.

Легендарная «Навага»

Следом за появлением первой атомной субмарины важнейшей задачей советских ученых стало создание ракетного атомного подводного крейсера стратегического назначения (РПКСН). Особенность этого типа АПЛ заключается в оснащении баллистическими ракетами, способными нести ядерные боезаряды.

Первый в мире РПКСН («Джордж Вашингтон») в декабре 1959 года получили ВМС США. К апрелю 1967 года в составе американского флота насчитывался 41 крейсер с шестью сотнями баллистических ракет Polaris A-2 и A-3.

В середине 1960-х носителями ядерного оружия в ВМФ СССР были десятки дизельных субмарин (проект 629А) и атомоходов первого поколения (проекты 658, 658M, 658T, 658У, 701). Однако этих сил не хватало для эффективного сдерживания ядерной триады США.

Разработка первого советского РПКСН (проект 667А «Навага») стартовала в 1958 году в стенах ЦКБ-18 (сейчас - Центральное конструкторское бюро морской техники «Рубин»). Основной новацией проекта стали вертикальные пусковые шахты (на АПЛ первого поколения стояли поворотные ПУ). За создание уникального ракетного комплекса Д-5 отвечало ЦКБ-16 (ныне - Морское бюро машиностроения «Малахит»).

К-137 «Ленинец».
© Фото из архива
К-137 «Ленинец».

РПКСН был заложен 4 ноября 1964 года на знаменитом «Севмаше». Крейсер получил название К-137 «Ленинец». Спуск субмарины на воду состоялся 6 ноября 1967 года. На испытаниях «Ленинец» продемонстрировал выдающиеся характеристики. В частности, по своим ходовым качествам советский корабль превосходил американские аналоги - РПКСН «Трешер» и «Стерджен». Максимальная скорость первенца проекта 667А могла превышать 30 узлов.

На вооружении подводного крейсера находились 16 малогабаритных жидкостных одноступенчатых ракет Р-27. Испытания этого грозного оружия прошли успешно. «Ленинец» мог проводить как одиночные, так залповые пуски.

В общей сложности «Севмаш» построил 34 РПКСН проекта «Навага». Советские атомоходы второго поколения несли боевое дежурство в Северном Ледовитом, Тихом и Атлантическом океанах, а также «присматривали» за восточным побережьем США.

«Навага» оказался настолько удачным крейсером, что на его основе советские инженеры разработали проект 667БД «Мурена-М» с комплексом Д-9Д, включавшим 16 ракет Р-29Д, и проект 667БДР «Кальмар» с ракетами Р-29Р.

667БДРМ «Дельфин».
© Фото из архива
667БДРМ «Дельфин».

Еще один «потомок» легендарной «Наваги» - проект 667БДРМ «Дельфин»  по-прежнему составляет основу морского компонента ядерной триады нашей страны. Согласно открытым данным, в состав ВМФ РФ входят шесть РПКСН. На вооружении «Дельфинов» стоят новейшие баллистические ракеты «Синева» (Р-29РМУ2) и «Лайнер» (Р-29РМУ2.1).

«Акулья» хватка

Говоря о советском атомном подводного флоте, сложно обойти вниманием проект 941 «Акула». Огромные габариты (длина - 172 метра) и масса (водоизмещение - 48.000 тонн) объясняются необходимостью нести 20 твердотопливных трехступенчатых МБР Р-39 «Вариант», которые превосходили по характеристикам американские образцы.

Однако недостатком морских гигантов стала чрезмерная дороговизна эксплуатации и обслуживания. В связи с этим Россия будет постепенно отказываться от «Акул». Советские корабелы построили шесть морских гигантов. Сейчас в составе ВМФ находятся три РПКСН проекта 941: «Дмитрий Донской», «Архангельск» и «Северсталь».

РПКСН проекта 941 «Дмитрий Донской».
© mil.ru
РПКСН проекта 941 «Дмитрий Донской».

«Это просто фантастика»

Будущее современного атомного подводного флота России связано с реализацией проекта 955 «Борей». Эти АПЛ призваны заменить «Дельфинов», «Кальмаров» и «Акул», построенных преимущественно  в 1980-е годы. Новейшие РПКСН будут обладать неограниченной мореходностью, а основу их арсенала составят 16 МБР Р-30 «Булава» (комплекс Д-30).

АПЛ проекта 955 «Борей» «Владимир Мономах».
© mil.ru
АПЛ проекта 955 «Борей» «Владимир Мономах».

Сегодня боевую вахту несут уже три «Борея»: «Юрий Долгорукий», «Александр Невский» и «Владимир Мономах». Ожидается, что в 2019 году Андреевский флаг будет поднят еще над двумя РПКСН - «Князь Владимир» и «Князь Олег». В стадии строительства находятся «Генералиссимус Суворов», «Император Александр III» и «Князь Пожарский».

По информации отечественных СМИ, Государственная программа вооружения на 2018-2027 годы предусматривает закладку еще шести крейсеров проекта 955А. К 2030 году количество атомоходов нового поколения должно увеличиться до 14 единиц.

Пожалуй, важнейшим событием в развитии атомного подводного флота в 2018 году стала презентация президентом России Владимиром Путиным автономного боевого беспилотника «Посейдон» (на Западе известен как проект «Статус-6»). Ядерный дрон способен нанести непоправимый ущерб военно-морским базам и побережью противника.

Автономный боевой беспилотник «Посейдон».
© mil.ru
Автономный боевой беспилотник «Посейдон».

«В России разработаны беспилотные подводные аппараты, способные двигаться на большой глубине (я бы сказал, на очень большой глубине) и на межконтинентальную дальность со скоростью, кратно превышающей скорость подводных лодок, самых современных торпед и всех видов, даже самых скоростных, надводных кораблей. Это просто фантастика», - сказал президент России 1 марта в послании Федеральному собранию.

Возможно, спустя некоторое время военно-политическое руководство России раскроет тайну создания АПЛ пятого поколения под шифром «Хаски», которое ведет МБМ «Малахит». По информации предприятия, научно-исследовательские работы по проекту планируется завершить до конца 2018 года. Закладка первой субмарины, как сообщил ранее вице-адмирал Виктор Бурсук, может состояться в 2023-2024 годы.

Об облике субмарины пока известно мало. Предполагается, что атомоход нового поколения будет оснащен анаэробной установкой или воздухонезависимым двигателем разработки ЦКБ «Рубин». Корпус, носовые и кормовые рули, гребные винты и линии валов изготовят из композитных материалов.

Главком ВМФ России Владимир Королев.
© mil.ru
Главком ВМФ России Владимир Королев.

Приумножение традиций

Как отметил Главком ВМФ России Владимир Королев, в СССР было построено более 250 АПЛ различных классов. По его словам, славное дело советских специалистов «достойно продолжает новое поколение конструкторов кораблестроителей и военных моряков».

«Продолжаются работы по созданию следующего, пятого поколения атомных подводных лодок. Это и есть наглядное доказательство того, что спустя 60 лет наша страна не только сохранила уникальные традиции атомного подводного кораблестроения, но и приумножает их, внедряя новые технологии», - подчеркнул Владимир Королев.

В комментарии еженедельнику «Звезда» профессор Академии военных наук Вадим Козюлин сказал, что подводные крейсера и многоцелевые АПЛ обеспечивают России прочное присутствие на просторах  Мирового океана. По мнению эксперта, именно на атомный флот возложена основная ответственность за стратегическое сдерживание ВМС Соединенных Штатов.

«СССР и Россия всегда стремились обеспечить паритет с США в ракетно-ядерной сфере, в том числе и на море. Причем, у отечественных корабелов были очень непростые стартовые условия для создания атомоходов нового поколения. И все же, несмотря на все трудности, России удавалось реализовывать концепцию «гарантированного взаимного уничтожения», которая остается залогом безопасности нашей страны»,  резюмировал эксперт.

Реклама
ВЫСКАЗАТЬСЯ Комментарии
Реклама