«Удачный момент» для достижения компромиссных решений
Президент самопровозглашенной Республики Косово Хашим Тачи заявил, что планирует предложить на переговорах с Белградом присоединить к Косово населенные албанцами южные районы Сербии. Это предложение может показаться до крайности наглым, если учесть, что официальный Белград с момента насильственного отторжения Косова от Сербии в 1999 году при поддержке сил НАТО постоянно говорит, что Косово является неотъемлемой частью Сербии. А тут вдобавок подай албанцам еще какие-то сербские земли! Между тем, сегодня не все так просто и однозначно. Официальный Белград, похоже, готов идти на компромисс с Приштиной. Но как далеко?
Нынешнее руководство Сербии во главе с президентом Александром Вучичем твердо и неумолимо ведет страну к членству в ЕС. А. Вучич неоднократно заявлял, что страна видит свое будущее в составе ЕС. Чтобы потрафить «цивилизованному Западу» и сдать «экзамен на толерантность», президент Сербии в июне 2017 года назначил премьер-министром страны Ану Брнабич, которая открыто ориентируется на Европу.
Переговоры между ЕС и Сербией по приведению законодательства страны в соответствие с законами Евросоюза идут полным ходом. Между тем, по одному пункту переговоры пока буксуют: в качестве главного условия вступления страны в Евросоюз выдвигается требование - признание Сербией независимости Косова. Глава европейской дипломатии Федерика Могерини вынудила официальный Белград сесть за стол переговоров с Приштиной. Еще некоторое время назад такие переговоры казались невозможными. Ведь с албанской стороны предполагается участие в них лиц или их представителей, которых Сербия официально обвиняет в массовых убийствах сербов. Речь, в частности, идет о Рамуше Харадинае, который сейчас занимает пост главы косовского правительства. И сам президент Хашим Тачи тоже причастен к массовым убийствам сербов и торговле органами убитых.
Тем не менее сербско-косовские переговоры идут - под вывеской нормализации отношений. А по сути - по вопросу о взаимном признании.
За Косово дело не стоит: албанцы признают кого угодно, лишь бы получить признание со стороны Сербии и провести демаркацию государственной границы между двумя территориями, которую Белград называет не границей, но разграничительной линией.
На фоне этих переговоров, и особенно на фоне последнего заявления Тачи, обращает на себя внимание тот факт, что в последнее время в сербские СМИ постоянно вбрасывается идея о возможности передачи Косову некоторых южных областей Сербии, заселенных албанцами (территории общин Прешево, Буяновац и Медведже, расположенных восточнее края Косово), - в обмен на передачу со стороны Косова Сербии некоторых косовских северных областей, заселенных сербами. Очень похоже, что идея обмена территориями вброшена Хашимом Тачи в информационное поле либо с подачи, либо при молчаливом согласии Брюсселя, который всячески поддерживает Косово.
В этом контексте по-особому выглядит недавнее заявление главы МИД Сербии Ивицы Дачича, который сказал журналистам в Белграде, что наступил удачный момент для «достижения компромиссного решения». А. Вучич, со своей стороны, тоже подчеркнул, что сербские власти готовы к «компромиссному решению».
При этом надо вкратце обрисовать то, что собой представляет так называемая долина Прешево на юге Сербии, где и находятся вышеупомянутые населенные албанцами общины. Попадая в этот район, чувствуешь себя в другой стране. Сами сербы без нужды туда не ездят. Местные радио и телевидение находятся в руках проалбанских и прокосовских сил и вещают только на албанском. Идет открытая пропаганда отделения долины Прешево от Сербии и присоединения ее к Косово. По сути, этот район для Сербии - «отрезанный ломоть». Х. Тачи сообщил, что «требования политических лидеров из Медведже, Прешево и Буяноваца официально оформлены», и он намерен предоставить их в Брюсселе.
Нынешнее руководство Сербии твердо ведет свою страну в ЕС. И у сербского руководства, если оно намерено встроиться в «европейскую семью народов», объективно нет другого выбора, кроме как де-факто признать независимость Косова, поскольку в споре между косовскими албанцами и сербами Евросоюз открыто стоит на стороне первых.
Если бы бюрократы ЕС и лидеры западного мира были бы нейтральны в споре между Белградом и Приштиной, то и НАТО не бомбила бы Белград и другие сербские города в 1999 году в намерении принудить тогда еще югославские власти остановить военную операцию по наведению порядка во взбунтовавшемся Косово. А Рамуш Харадинай не был бы дважды оправдан Гаагским трибуналом по бывшей Югославии, будучи обвиненным Сербией в массовых убийствах сербов. Почему его оправдали? Из 98 свидетелей на территории Косова, которые были готовы свидетельствовать против Харадиная, 9 были убиты или погибли при странных обстоятельствах, остальные в результате либо отказались от показаний, либо не явились в суд. Дополнительные комментарии не нужны.
Сербские власти находятся в очень деликатном положении: с одной стороны, они знают, что население ни в коем случае не готово признать независимость Косова, с другой - им надо сделать нечто, на что согласится Брюссель. Судя по всему, нынешние белградские власти готовы подписать некий документ, который формально не был бы признанием независимости Косова, но одновременно удовлетворил бы Брюссель и Приштину. Между тем, сам факт обмена территориями уже явится де-факто признанием Сербией независимости Косова.
Сегодня в Сербии и вокруг нее на Балканах клубок межнациональных и межрелигиозных противоречий затягивается все туже. Скорее всего, планируемое формальное размежевание между косовскими албанцами и сербами не преодолеет обид и ненависти, которые определяют отношения между сербами и косовскими албанцами.
Если уж сербы никак не могут забыть геноцид, который под германским руководством устроили против них албанцы еще в годы Второй мировой войны, то тем более они не могут забыть, как в конце 1990-х албанцы вырезали сербов целыми деревнями и жгли православные монастыри Косова и Метохии, возраст которых исчисляется веками.
С другой стороны, надежды на мир в этом регионе весьма призрачны еще и потому, что Албания и Косово жестко и последовательно ведут дело к реализации идеи «Великой Албании». Х. Тачи уже обратился к руководству Албании с просьбой рассмотреть возможность выдачи албанских паспортов всем жителям Косова.
Против всякого разграничения с албанцами и формального или неформального признания независимости Косова выступает Сербская православная церковь, которая имеет огромное влияние на население Сербии. Член Священного синода Сербской православной церкви епископ Рашско-Призренский Теодосий публично предостерег сербских политиков от тайных решений в отношении Косова.
Как отреагируют простые сербы на известие, что власти страны договорились-таки с косовскими албанцами, под каким бы соусом этот договор ни преподносился? Ведь, по сути, нет никакого другого предмета договора, кроме того, что Сербия должна признать независимость Косова. Иначе ей пропуск в ЕС не дадут.
*Автор - эксперт РИСИ
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.