Из сирийской пустыни - на танковый биатлон
С передовой - на биатлон - и снова в бой
«Сирия, мы с тобой!» - так встречали парней с портретом Башара Асада на полигоне Алабино. Они приехали, чтобы участвовать в танковом биатлоне - одной из дисциплин Армейских международных игр-2018. И если кто-то и срывал такие же овации, как и российская сборная, то это были сирийцы. Когда танкисты Сирийской Арабской Республики в первом заезде заняли второе место из трех, на трибунах разразилась настоящая буря: «Сирия, мы с тобой!»
- На подготовку у нас было слишком мало времени, - признался дивизионный генерал Али ар-Рашид, начальник управления боевой подготовки сирийской армии, возглавляющий делегацию этой страны. - Все наши танкисты воюют с террористами, еще несколько дней назад они были в пустыне, мы забрали их прямо с передовой. А сразу после соревнований они снова отправятся на позиции, в бой. Тренироваться приходится прямо на ходу. Поначалу было очень сложным прохождение водной преграды. Ведь в Сирии их нет. У нас вообще с водой не очень, вот мы дома и не отрабатываем этот элемент. А здесь попробовали. И получается!
Я спросил генерала ар-Рашида, похоже ли то, что танкисты сейчас делают на соревнованиях, на то, с чем приходится сталкиваться на войне. Нет, здесь совсем другое, - ответил дивизионный генерал.
- Война - это страшно, а здесь интересно и полезно. И даже весело. Надеюсь, воевать нам уже недолго осталось. Ведь с помощью России мы освободили уже 90 процентов территории Сирии, осталось еще чуть-чуть. Какое бы место мы ни заняли на соревнованиях, не важно.
«Мы счастливы приехать сюда - в страну, которая столько сделала, чтобы помочь Сирии. Я привез наших ребят на Красную площадь. И я видел, как они молились за вашу страну».
Как в футболе
Сирия - не единственная страна, чья команда впервые приехала на Армейские международные игры. Дебютантами также стали Вьетнам, ЮАР, Пакистан, Судан, Филиппины и Алжир. А всего в Играх участвуют 207 команд из 33 стран. Это крупнейший в мировой истории международный смотр военного мастерства, в котором задействованы более 5.000 военнослужащих. Для сравнения - первые Игры в 2015 году собрали 56 команд из 17 стран. Так что представительство с тех пор почти удвоилось.
Раньше на Западе к Армейским играм относились снисходительно: Россия, дескать, собирает лишь прежние советские республики и членов бывшего Варшавского блока. Ныне сказать такое язык не повернется даже у западных СМИ. Ну кто, скажите на милость, причислит Кувейт или ЮАР к русскому миру!
Мы, кстати, и странам НАТО приглашения посылали все последние годы.
Они приехать не решились. А сами организовали в Германии междусобойчик, слабо напоминавший наш танковый биатлон. Вообще шаги у Армейских международных игр поистине семимильные. Если три года назад медали разыгрывались в 13 номинациях, то теперь их 28. И проходят соревнования не только в России.
Полигон развлечений
На время Армейских международных игр полигон Алабино превратился в огромную развлекательную площадку для всей семьи. Кроме заездов танковых экипажей, посетители могут увидеть экспозицию российской военной техники, а в дни проведения конкурса «Полевая кухня» попробовать национальные блюда стран-участниц.
Здесь есть Дом дружбы, где проходят концерты и выставлены стенды команд. Прямо под открытым небом находится Музей оружия, где каждый может примерить каску, бронежилет или сфотографироваться с автоматом. Есть тир, где можно пострелять холостыми патронами даже из пулемета. Да, в мишень так не попадешь, но зато почувствуешь отдачу в плечо и вообще все, что ощущают солдаты на стрельбище. А для мальчишек работает игра лазертаг и игровой зал, где можно попробовать себя на тренажерах военной техники.
Вот замаскированный снайпер, словно леший, появился из зелени листвы - это в белорусском Бресте идет конкурс «Снайперский рубеж». Установки ПВО бьют по воздушным целям, а морпехи захватывают плацдарм на пустынном берегу - это Китай принимает конкурсы «Чистое небо» и «Морской десант». Водолазы выполняют задания в морских глубинах, а артиллеристы с километров разносят мишени в щепки - это в Иране и Казахстане проходят состязания «Глубина» и «Мастера артиллерийского огня». Игры принимают также Азербайджан и Армения - всего 7 стран, включая Россию.
Самым представительным и популярным все-таки остается танковый биатлон.
- Основные препятствия и трассы те же, что были в прошлом году, - рассказал «Звезде» главный судья танкового биатлона генерал-майор Роман Бинюков. - Ведь у нас очень много новых команд. Чтобы они втянулись, препятствия и условия огневых задач оставили прежними. Но на трассе есть изменения. Мы оборудовали систему пылеподавления, для удобства зрителей поставили большие плакаты, обозначающие препятствия.
Также на танках мы установили трекеры, которые отслеживают время нахождения на трассе и показывают точное местоположение танка в каждый момент времени. Кроме того, мы доработали систему видеоконтроля, чтобы объективность судейства ни у кого не вызывала сомнений.
- Как в футболе? - спрашиваю я.
- Точно, как в футболе, - подхватил Роман Александрович. - У нас судьи тоже будут просматривать повторы во время заседаний судейской комиссии. Спорные вопросы будут решаться сразу.
Военная тайна кулинаров
Когда российский танковый экипаж в начале заезда не попал в одну из трех мишеней, трибуны взвыли. Казалось, штрафной круг в полтора километра может похоронить надежды на победу. Но обошлось: впереди были еще стрельбы из пулемета, прохождение противотанкового рва, косогор и змейка. Наши парни сумели наверстать упущенное и финишировали первыми. Их время - 20 минут 28 секунд, немногим дольше 19 минут 10 секунд - установленного в прошлом году рекорда трассы.
Есть повод порадоваться?
Но Китай, наши ближайшие конкуренты, прошли трассу за 21 минуту. В танковом биатлоне такой разрыв - ничто. Один промах из пулемета - и нет преимущества.
Китайская команда единственная приехала в Алабино со своими танками «Type-96», остальные выступают на наших Т-72Б3. В этот раз китайские танкисты были намерены дать нам настоящий бой. Но и без них вряд ли было бы легко: очень сильные экипажи у Казахстана, да и другие наступают лидерам на пятки. Ведь для многих стран, особенно участвовавших в прошлых Играх, подготовка к АрМИ стала идеологией всей боевой учебы в войсках.
- Год назад мы заняли только седьмое место, - говорит командир иранской команды бригадный генерал Ваджихолла Джамшиди. - Надеюсь, на этот раз результат удастся улучшить. Ведь мы готовились целый год, специально провели серию конкурсов среди танковых экипажей всех наших вооруженных сил.
В других конкурсах тоже идет ожесточенная борьба.
- В прошлый раз мои товарищи заняли последнее место, - говорит шеф-повар израильской команды Орен Шавит. - Мы в Израиле сочли такое положение вещей недопустимым. Да что говорить, мы здорово разозлились! Наверное, мои предшественники отнеслись к конкурсу слишком легкомысленно. В этот раз все иначе: в израильской армии прошли соревнования, лучшие повара в борьбе завоевали право приехать сюда. Думаю, мы сможем вас удивить. К финалу у нас заготовлено специальное блюдо, оно называется «мясная голова». Хотя с вашей командой соперничать будет тяжело. Я впервые в России. Признаюсь, я в восторге от вашей страны. Русский борщ меня просто покорил! Я очень боюсь, что ваша команда выставит его в финале.
Российские военные кулинары свои планы держат в секрете.
- Военная тайна, - ответил повар нашей команды мичман Денис Хохлов, когда я спросил, с каким блюдом он собирается побеждать. - На прошлых Играх я формально не был в составе команды, - рассказывает Денис. - Но я был здесь и помогал. И я вам честно скажу, что на этот раз наша программа сильнее. Соперники очень искусные, нам нужно постоянно придумывать что-то новое. Это как в футболе: если все время пытаться обыграть соперника одним и тем же финтом, рано или поздно проиграешь.
Опять футбол! После прошедшего чемпионата мира в России он повсюду!
Вот и в Алабине болельщики из ЮАР принесли на трибуны настоящие вувузелы: когда танкисты этой страны вышли на трассу, полигон здорово напоминал стадион в Йоханнесбурге образца 2014 года.
А капитан команды Лаоса подполковник Бунбон Ломпапян оказался страстным поклонником российской футбольной сборной.
- Надеюсь, что в этом году мы выступим лучше, чем в прошлом, - с улыбкой говорил мне подполковник. - Ведь тогда мы заняли 17-е место - ужас! Хорошо бы теперь войти в десятку. Когда шел футбольный чемпионат, я смотрел все матчи россиян и очень за вашу команду болел. И я сказал своим бойцам вот что: надо равняться на российский футбол. Вы не выиграли, но уступили в такой борьбе, что вся страна считает футболистов победителями. Надеюсь, мы сможем показать в танковом биатлоне то же, что вы показали в футболе.