Военно-нефтяная дипломатия
© iranenglishnews.com
Саудовский танкер обстрелян катерами хуситов в водах Красного моря.

Военно-нефтяная дипломатия

Зачем иранцы и йеменские хуситы угрожают блокадой Ормузского и Баб-эль-Мандебского проливов
31 августа 2018, 06:31
Реклама
Военно-нефтяная дипломатия
© iranenglishnews.com
Саудовский танкер обстрелян катерами хуситов в водах Красного моря.
Читайте нас на: 

Не первый раз хуситы и Иран грозят заблокировать Баб-эль-Мандебский и Ормузский проливы, запирающие выходы соответственно из Красного моря и Персидского залива, - эти две важнейшие транспортные артерии, питающие нефтью мировую экономику. Но, пожалуй, впервые эти угрозы приблизились к реальному воплощению, вызвав глубокую озабоченность международного сообщества. Еще бы! Через Красное море везут около 30% мирового объема «черного золота» (или 17 млн. баррелей), по водам Персидского залива - еще 15%. Прекращение судоходства хотя бы по одному из этих каналов уже вызовет серьезную дестабилизацию рынка. Что уж говорить, если перестанут работать сразу оба.

Жест отчаяния

Давнишнее противостояние между Ираном и тройственным союзом в составе США, Саудовской Аравии и Израиля привело к очередному обострению ситуации вокруг проливов. Формально все началось после того, как в конце июля катера хуситов обстреляли в водах Красного моря, близ порта Ходейда, два груженых нефтью саудовских танкера. Саудовцы сразу объявили, что прекращают любые морские перевозки по Красному морю до улучшения ситуации с безопасностью.

Однако надо понимать, что хуситы пошли на этот шаг вовсе не из вредности или властолюбия, подогреваемого Тегераном, как это часто хотят представить их недруги. Основными причинами стало, прежде всего, продолжающееся, почти при полном безразличии мирового сообщества, истребление йеменцев с применением бесчеловечных методов ведения войны.

Йеменские населенные пункты после саудовской бомбежки.
© yemenpress.org
Йеменские населенные пункты после саудовской бомбежки.

На грани голодной смерти балансируют около 22 млн. человек, страна находится на пороге начала третьей волны эпидемии холеры. Мало того, что Саудовская Аравия блокирует порты и аэродромы, перекрывая поставки продовольствия и лекарств, ее летчики еще и предаются любимой забаве: бомбят рынки и школы, больницы, свадебные и похоронные процессии, пользуясь при этом полной безнаказанностью. И угрозы хуситов, по большому счету, - это акт отчаяния, попытка достучаться до ведущих мировых держав, убедить их вмешаться в события и остановить войну, которая привела к самой крупной гуманитарной катастрофе современности.

Нефть в обмен на санкции

Все могло сложиться иначе, если бы хуситы не были связаны с Ираном - на сегодняшний день главным противником США, Израиля, Саудовской Аравии и их союзников. Так что, целясь по хуситам, на самом деле бьют по Ирану.

Поэтому, пользуясь случаем, в дело моментально вступил Израиль, который обычно держится в стороне от межарабских споров, а если и вмешивается, то старается не привлекать к себе внимания, действует обычно скрытно. Но на этот раз Тель-Авив будто только и ждал момента, чтобы «подлить масла  огонь». Выступая в Хайфе на церемонии по случаю выпуска офицеров ВМС Израиля, премьер-министр Биньямин Нетаньяху неожиданно заявил: в случае, если «Иран и его сателлиты» перекроют Баб-эль-Мандебский пролив, они столкнутся с международной коалицией, в которую Израиль «войдет во всеоружии».

Между тем Тегеран сразу же поспешил заявить, что не имеет никаких планов перекрывать Баб-эль-Мандебский пролив. Но это было озвучено на официальном уровне. Другое дело, Корпус стражей исламской революции (КСИР), представитель которого четко дал понять, что Тегеран, по примеру хуситов, все же готов перекрыть Ормузский пролив, если США продолжат антииранскую санкционную политику.

Военно-морские учения иранских ВМС.
© nedaja.aja.ir
Военно-морские учения иранских ВМС.

Более того, на днях Тегеран провел в Ормузском проливе военно-морские учения. По официальной версии, их цель - проверка способности иранских ВМС обеспечить безопасность мореходства в этом районе. На самом же деле маневры были приурочены к началу первой волны американских санкций, которые стартовали 6 августа и против которых, кстати говоря, выступают не только Россия и Китай, но и страны Европы.

Надо отметить, что Иран долго воздерживался от резких телодвижений, но в конце концов Вашингтон просто вынудил Тегеран продемонстрировать свои военно-морские возможности.

Тель-Авив играет втемную

Как будут развиваться дальнейшие события, сказать трудно. С одной стороны, перекрыв Ормузский пролив, Тегеран, во-первых, нанесет удар, причем весьма чувствительный, по своим же экономическим интересам, поскольку лишит и себя важнейшего канала сбыта. Во-вторых, настроит против себя многих, в том числе Китай и Европейский Союз, которые везут отсюда нефть и тот же катарский газ.

Но пока ничего фатального еще не произошло. Тем не менее Израиль уже начал свою игру. И это вполне понятно: Тель-Авив готов использовать любую ситуацию, в том числе гипотетическую, чтобы создать Ирану отрицательный имидж, усилить его международную изоляцию и нанести Тегерану максимально возможный ущерб. А еще лучше - начать против Ирана военную операцию под прикрытием широкой международной коалиции, в которой примут участие израильтяне.

В этой ситуации Иран, что называется, держит фасон, но в Тегеране отлично понимают, что слишком перегибать палку не следует - выйдет себе дороже. Одно дело - вербальные угрозы, и совсем другое - реальные действия, чреватые крайне опасными последствиями. Например, некоторые западные СМИ не исключают, что США уже в ближайшее время могут нанести удары по ядерным объектам Ирана. Это один вариант.

Президент Ирана Хасан Роухани.
© twitter.com/hassanrouhani
Президент Ирана Хасан Роухани.

С другой стороны, нынешнее обострение обстановки и Вашингтон, и Тегеран, подключив дипломатию, могут использовать для подготовки встречи и переговоров между главой США и руководителями Ирана. И Дональд Трамп, как известно, уже сделал заявление, что готов встретиться с Хасаном Роухани без предварительных условий - по такому же сценарию, как была организована встреча с Ким Чен Ыном.

Нельзя исключать, что, оценив опасность дальнейшей эскалации обстановки, и другие главные действующие лица, как говорят моряки, начали отрабатывать назад. По всей видимости, не без иранского нажима хуситы заявили о прекращении на две недели боевых действий в Красном море. И саудовцы получили возможность восстановить движение своих танкеров, каждый рейс которых приносит немалые деньги. И вот что примечательно: договориться сторонам удалось без вмешательства извне - и без Вашингтона, и без Тель-Авива.

Так, может, «посредники» в этом межарабском споре лишние?

Для Москвы, которая перевозит через проливы не более 4% своего экспорта и импорта нефти, блокада этих транспортных коридоров, вроде бы, не должна быть слишком болезненной. Скорее наоборот, как предсказывают эксперты, в случае блокады Баб-эль-Мандебского и Ормузского проливов цена на нефть может взлететь до заоблачных высот - до 300 и даже в 400 долларов за баррель. При таком раскладе Россия, скорее всего, увеличит производство нефти. Однако мир стоит дороже любой нефти.

Реклама
ВЫСКАЗАТЬСЯ Комментарии
Реклама