Зачем Украина запустила «гадюк» в Азовское море
Удивительная армия удивительной страны: полководцы сообщают новости о переброске воинских контингентов там, где девочки выкладывают фотографии котиков. Сергей Попко - не единственный такой у них. Заместитель министра инфраструктуры Украины Юрий Лавренюк ранее выставил в социальной сети пост о том, что завершена переброска в Азовское море двух бронекатеров типа «Гюрза-М».
9 сентября на воду спустили катер «Лубны», 11 сентября - «Кременчуг», и диванные герои со всей «незалежной» заполнили украинский сегмент соцсетей восторженными откликами о грядущей «перемоге». На самом деле по своим боевым характеристикам бронекатера военно-морских сил Украины (ВМСУ) пригодны лишь для службы на реках.
Строили для патрулирования Амударьи
Совет национальной безопасности и обороны (СНБО) Украины распорядился усилить военное присутствие в Азовском море и обеспечить подразделения береговой обороны ракетным оружием. Следом украинский Генштаб принял «меры по обеспечению полного контроля ситуации в регионе, поддержки действий корабельной группировки, обеспечения надежной обороны морского побережья».
Киев создает на Азовском море новую военно-морскую базу. Понятно, что в качестве противовеса флоту российскому, который эту акваторию достаточно надежно контролирует и обеспечивает безопасность судохождения, а заодно охраняет морские биоресурсы в своей исключительной экономической зоне. «Ударная сила» военно-морских сил Украины будет представлена в этой акватории легкими бронекатерами БК-02 проекта 58155 «Гюрза-М», которых в наличии имеется целых шесть штук, четыре из которых и перебрасывают сейчас на Азов.
Что же это за «змеюка», с помощью которой Украина собирается «нейтрализовать» российский флот в Азовском море?
Начнем с того, что первые два бронекатера «Гюрза» проекта 58150 Украина построила на судоверфи «Ленинская кузница» в Киеве (сейчас «Кузня на Рыбальском», принадлежит президенту Порошенко) в 2004 году для пограничных войск Узбекистана. Деньги на этот проект выделили США - 5,6 миллиона долларов. Вероятно, что и само название проекта было связано с этой среднеазиатской республикой, где, в отличие от Украины, такие змеи водятся в избытке.
Получившие названия «Джайхун» и «Сайхун», два катера до сих пор несут службу на реке Амударья в составе Термезской речной флотилии, частично сменив малые артиллерийские катера проекта 1204 «Шмель», еще советского производства. Для выполнения задачи патрулирования на реке - вполне приличная техника.
К слову, эти плавсредства в своем классе очень даже неплохи: в начале 2000-х оборонная промышленность Украины «дышала» еще достаточно ровно. Впрочем, российские аналоги речных бронекатеров все же лучше. Тот же патрульный катер «Соболь» проекта 12200 значительно превосходит своего украинского «коллегу» по многим параметрам. И скорость больше, и вооружение мощнее. На борту находится ракетно-артиллерийский комплекс «Вихрь-К», предназначенный для поражения надводных целей (сторожевые корабли, катера), неподвижных и движущихся наземных бронированных объектов (танки, БМП, БТР), а также инженерных сооружений на дальности до 10 километров. Ну и на море он чувствует себя, как рыба в воде: 3-5 баллов волнения ему не помеха для несения службы.
А вот «Гюрза» реально способна переплыть только речку.
Плавучий БТР. И не более
Катер проекта 58155 у корабелов Украины получился более усовершенствованным, но сроки его строительства сильно затянулись. Если узбекский заказ был осуществлен в течение года (с учетом сборки и доработки на месте), то постройку «Гюрзы-М» мастера из Киева растянули почти на четыре года. Минобороны Украины в 2013 году даже расторгло контракт с заводом «Ленинская кузница» - из-за невыполнения условий договора. Но через год договор был возобновлен: «Ленинская кузница» ожила после прихода к власти Петра Порошенко. Тогда и выпустили два первых модифицированных катера, но доукомплектовывать и проводить испытания пришлось уже в Одессе на судоремонтном заводе «Судоверфь Украины».
Если внимательно изучить тактико-технические характеристики бронекатеров «Гюрза-М», то приходишь к выводу, что они предназначены для несения боевого дежурства на приграничных реках и озерах. В прибрежной морской зоне они годны для службы разве что у самого берега - как плавучие БТР.
В их задачи входит патрулирование, охрана водных рубежей, борьба с малоразмерными судами, защита береговых стационарных и плавучих гидротехнических объектов и сооружений, содействие десантным и пограничным группам, обеспечение безопасности мореплавания, а также содействие в вопросах разведки, доставки и снабжения. При необходимости катер способен атаковать на берегу такие объекты, как ДОТы, здания, мосты, автотранспорт, легковооруженные боевые машины.
Катер «Гюрза-М» имеет пологую современную наружную архитектуру с использованием, как объявлено производителем, элементов технологии стелс. Присутствует сильный наклон надстройки и стен с обеих сторон, в поперечном сечении корпуса катер имеет форму плоского шестиугольника. В принципе это дает некоторое снижение радиолокационной отражательной способности. Для уменьшения фонового тепла выхлопные газы двигателя выводятся ниже ватерлинии. Весь корпус разделен на шесть водонепроницаемых отсеков.
Внутри надстройки в виде усеченной восьмиугольной пирамиды расположена большая рубка с 13 иллюминаторами, изготовленными из пуленепробиваемого стекла. Она оборудована средствами навигации и связи.
Конструкция катера выполнена из нескольких основных материалов, среди которых можно отметить судовую сталь, которой усилены днище, транец, переборки и частично оба борта. Стены надстройки и борта выше боевого и машинного отделений, имеют многослойное бронирование из композиционной стали и алюминиевой брони. Это защищает только от пуль калибра 7,62 мм. Башни на носу и корме покрыты стальной броней. Мачты и мелкое оборудование изготовлены из легкого алюминиевого сплава.
Катер «Гюрза-М» имеет высокую степень автоматизации основных систем корпуса. Эти системы включают мониторинг водонепроницаемости переборок и отслеживают попадание забортной воды в каждом отсеке, автономную систему противопожарной защиты и внутреннюю сеть телевидения. Важную роль играет и фильтрующая система вентиляции, которая позволяет производить операции в районах, зараженных химическим оружием.
Вооружение этого катера состоит из 30-мм пушки, 14,5-мм пулемета, двух пулеметов калибра 7,62 мм и 120-мм ПТРК (противотанковый ракетный комплекс) «Фагот». Возможно размещение на борту и переносного зенитно-ракетного комплекса типа «Игла» или «Стрела».
Два двигателя 495К (морская версия танкового двигателя Т-80УД) позволяют разогнать катер до 28 морских миль (52 км/ч). Автономность плавания, при достаточно комфортных условиях для экипажа, составляет пять суток. Это позволяет «сбегать» по Днепру от Киева до Одессы и обратно: запас хода - 540 миль (около 1.000 км).
Экипаж состоит из пяти человек, один из которых - офицер.
В общем, как ни крути, а это такой плавающий БТР с противопульной защитой.
Самостийный самострельщик
Впрочем, и предназначение «Гюрзы-М» не предполагает героических морских сражений и дальних морских походов. На таком хорошо гонять на речках браконьеров и прочих хулиганов. Впрочем, изначально бронекатера этого проекта и предназначались сугубо для решения задач в бассейне реки Дунай и, с натяжкой, в прибрежной зоне Черного и Азовского морей. Бронированные «змеюки» должны были составить основу специального речного дивизиона Западной военно-морской базы (Одесса) ВМС Украины, сформированного в январе 2013 года.
Предполагалось, что до 2017 года будет построено девять катеров этого проекта. По планам украинского военного командования, до 2020 года ВМСУ должны иметь в своем составе 66 кораблей и судов обеспечения. Но подобные темпы явно можно отнести к разряду ненаучной фантастики.
По крайней мере, «Гюрза-М» так и не стала массовым катером. Их, как упоминалось, на Украине всего шесть штук. Проблемы с выпуском возникли и с украинским десантно-штурмовым катером класса «Кентавр» проекта 58181, который способен нести на борту системы залпового огня. Из заявленных 18 катеров на стадии строительства находятся лишь два объекта.
«Непруха» вышла и с корветами класса «Владимир Великий» проекта 58250, которые вряд ли в скором времени выйдут в море. Даже один из десятка запланированных так и не могут достроить. Дело в цене: стоимость «головного» корвета оценивается на уровне 250 миллионов евро, а таких денег на Украине нет.
Проект быстроходного ракетного катера класса «Лань», разработанного казенным предприятием «Исследовательско-проектный центр кораблестроения» в городе Николаев, оказался реализован лишь во Вьетнаме, где при посредничестве «Укринмаша» построено 7 таких катеров. На Украине - ни одного.
В общем, «грозой морей» в ВМСУ остается «флотилия» из легких бронекатеров «Гюрза-М», которым отрываться от берегов противопоказано и вообще категорически запрещено вступать в боевой контакт с российскими кораблями. Результат в обоих случаях будет одинаков - пойдут ко дну либо от небольшого шторма, либо от попадания ракеты.
При этом, как выяснилось уже в период эксплуатации, катер из-за маленькой высоты линий огня двух основных калибров (30 мм и 14,5 мм) может поразить бортовое оборудование передней и задней части корпуса своими же боеприпасами. В суматохе боя такой вариант «самострела» не исключен. Плюс, как выяснилось, пушки катера не могут вести эффективный огонь без использования противовеса для улучшения устойчивости и стабилизации боевого модуля. Даже при легком волнении вероятность попадания по цели из имеющегося на борту вооружения маловероятна.
В общем, клеймо с надписью «Зроблено в Україні» гарантией качества военной техники, в том числе и военно-морской, никак не является. Непонятно только одно: почему, пусть и не худший в своем классе, но малоэффективный катер гордо поднят украинской политической и военной «рекламой» едва ли не до уровня эсминца.
...Как был военный флот Украины «москитным», так и остается. А «мухобойки» для него имеются - с избытком.