Фрау Меркель и ее долгосрочный сеанс одновременной игры
В России с экранов телевизоров в последние годы приходится слышать, что правая рука германского канцлера не знает, что делает левая рука, и наоборот. Противоречащие друг другу заявления Ангелы Меркель могут отделять как несколько лет, так и несколько дней, но всякий раз разночтения в оценках на самом деле оказываются мотивированы ее выверенной германской прагматичностью и даже по-своему логичны.
Лавирование с евроскептиками
Недавний политический скандал в Германии, обусловленный событиями в Хемнице, как полагает Bloomberg, может иметь последствия для правящей коалиции во главе с Меркель. Мигранты из Сирии и Ирака совершили убийство 35-летнего местного жителя, что спровоцировало массовые выступления правых радикалов и горожан, недовольных миграционной политикой правительства ФРГ. Широкое возмущение вызвало появившееся в соцсетях видео, на котором на одной из улиц несколько немцев преследуют темнокожих.
Между тем как раз Ангела Меркель является инициатором и приема потока мигрантов в Германию, и их перераспределения по странам Евросоюза, а потому происходящее не на руку ее политической репутации, которую, однако, как показывает многолетняя практика, подорвать не так-то просто. Канцлер склонна к умелому лавированию и не смущается изощренно выдвигать, на первый взгляд, взаимоисключающие приоритеты.
С одной стороны, Меркель постоянно критикует националистическую евроскептическую партию «Альтернатива для Германии»: «Они не предлагают нормальных решений проблем, а сеют предрассудки и поляризуют общество». По ее словам, правительственные чиновники должны максимально дистанцироваться от программы «Альтернативы». Меркель демонстрирует решимость не закрывать границы с другими странами ЕС, продолжая надеяться на взаимопонимание по мигрантам.
Если Макрон выбрал стратегию прямой оппозиции евроскептикам, Меркель в последнее время стремится поддерживать с ними диалог, но только с евроскептиками, живущими за пределами Германии. 5 июля этого года в Берлине она провела переговоры с венгерским премьером Виктором Орбаном впервые за последние почти три года. Ангела Меркель, в отличие от Эмманюэля Макрона, не хочет отдаляться от стран Центральной Европы. Во-первых, потому что они - ближайшие соседи Германии. Во-вторых, она несет в некотором роде историческую и моральную ответственность перед этими странами хотя бы в том смысле, что принуждает их принимать мигрантов.
На первый взгляд, очевидное противоречие между системной неприязнью к своим евроскептикам и выраженной заинтересованностью во взаимодействии с евроскептиками чужими, негерманскими, оказывается выверенным расчетом канцлера в его долгосрочном сеансе одновременной игры на многих досках.
В Германии у Меркель нет выбора, кроме поддержания глобалистского имиджа тех сил, которые она представляет. Совсем другое дело - Евросоюз, в котором не за горами выборы в Европарламент, а после них расклад влияний неминуемо изменится в пользу евроскептицизма. Германия, однако же, и в этом случае рассчитывает не только оставаться эпицентром политической жизни Европы, но и по мере возможности продолжать сбагривать мигрантов хотя бы каким-то европейским партнерам.
Лавирование по Сирии
7 сентября канцлер Германии Ангела Меркель поддержала действия России в Сирии. Она указала на важность попыток разбить террористов и отметила необходимость избежать гуманитарной катастрофы, так как боевики в Идлибе пытаются использовать мирных жителей в качестве живого щита. Портал Deutsche wirtschafts nachrichten замечал, что канцлер ФРГ «впервые явно выразила поддержку российской и сирийской операции в Сирии». Нашей прессой это даже поначалу было воспринято как вероятный геополитический разворот канцлера в сторону России.
Спустя всего два дня после этого реверанса в крупнейшей германской газете Bild с тиражом более 12 млн экземпляров утверждалось - со ссылкой на источники из минобороны ФРГ, что правительство Германии изучает возможность задействования своих истребителей-бомбардировщиков Tornado в возможных военных акциях против армии Башара Асада.
И уже 12 сентября, несмотря на заявление российской стороны о готовящейся провокации с применением химоружия в Идлибе, Ангела Меркель не исключила военного вмешательства в сирийскую ситуацию во взаимодействии с США. При этом можно предположить, что вовлечение германских военных в сирийский конфликт маловероятно, так как по известным причинам сопряжено и с непониманием у значительной части немцев, и с протестами в Европе, и с полным разрывом с Россией, а уж эта головная боль осторожной и практичной Меркель ни к чему.
Чем же объяснить такие кардинальные изменения в риторике канцлера за пять дней? Слова поддержки в адрес России были произнесены в условиях, когда Германия постоянно ведет сложнейший торг с США по зоне свободной торговли и пошлинному режиму.
Не исключено, что пророссийский реверанс фрау Меркель принес германской стороне какие-то текущие дивиденды в переговорном процессе, обернувшиеся уже проамериканским заявлением канцлера по сирийской теме. Словом, вновь германский прагматизм во всей красе…
С Трампом - только в политике
Канцлер Германии говорила о том, что довольна диалогом с президентом США Дональдом Трампом. В частности, она продолжает поддерживать использование жестких санкций в отношении России. Об этом, как сообщал «Голос Америки», Меркель заявила в ходе совместной пресс-конференции с президентом США Дональдом Трампом в Вашингтоне. Однако же на этом фоне Меркель постоянно подвергает критике протекционизм («Америка превыше всего») политики Дональда Трампа. Она призывает Евросоюз сплотиться и быть готовым к конкуренции с США, выражая при этом надежду, что такая конкуренция будет честной. Более того, Германия присоединилась к Индии, Китаю и другим ориентированным на экспорт странам в осуждении попыток США использовать при Трампе протекционистские меры в мировой торговле для устранения успешных конкурентов.
Берлин не поддерживает и лоббируемое Дональдом Трампом международное признание единого Иерусалима столицей Израиля, сдержанно относится к выходу США из ядерной сделки с Ираном.
Получается, что канцлера ФРГ устраивают именно дозированные противоречия с Трампом. Что касается антироссийских санкций, то здесь Меркель пока идет США навстречу, поскольку видит в России некую угрозу тому единству Евросоюза, в котором Германия наращивает доминирование. По большинству других вопросов - там, где американский протекционизм Трампа наталкивается на прагматичный немецкий протекционизм Меркель («нашла коса на камень»), - канцлер по мере возможности пытается перетянуть одеяло на себя. Особняком стоит сирийская тема, которую в данный момент германский лидер «разворачивает» в зависимости от комплекса обстоятельств.
Перечень примеров изощренного геополитического лавирования канцлера намного шире приведенного здесь. Уже ряд лет Ангела Меркель ведет в международной геополитике сеанс одновременной игры с множеством участников, с некоторыми из которых проводит сразу по несколько разных партий. И пока она продолжает играть эффективно, остается во главе Германии, позиционирующей свое влияние в Европе. Похоже, сама фрау Меркель сходить с мировой политической сцены еще не собирается, даже если в Евросоюзе будут меняться приоритеты.