Любимая «лошадка с пропеллером» полковника Халимова
Все началось с укрощения стихии
В горящие августовские деньки Северо-Западного региона России полыхали леса, огонь подступал к населенным пунктам. Вертолетному полку Рашида Халимова поступил приказ: используя водосливные устройства ВСУ-5 остановить наступление огня. Тушение лесных пожаров с вертолета - ювелирная работа, требующая от экипажей особых навыков. «Работали» винтокрылые в опасных районах Кингисеппа и Ладоги, давили с воздуха очаги возгорания. Напряжение было максимальным. Сотни заходов на горящие участки, точечные удары тоннами воды с высоты. Кроме того, экипажи вертолетов находились в постоянной готовности для эвакуации людей из опасных зон. Командир полка Рашид Халимов лично неоднократно участвовал в борьбе с природными пожарами на территории регионов Западного военного округа.
Среди наградных планок на форменной одежде полковника Халимова замечаю орден Мужества и медаль «За отвагу». Эти награды - память об участии в контртеррористической операции на Северном Кавказе в начале 2000-х.
Острых ситуаций хватало в каждой из трех командировок офицера на ту войну. Во время одного из вылетов боевики обстреляли Ми-8, командиром которого был майор Халимов, а также оба Ми-24, назначенные ему в прикрытие. Еле удалось дотянуть до ближайшего горного аэродрома, совершить там вынужденную посадку.
Сегодня на вооружении полка четыре типа вертолетов. В основном это «рабочие лошадки» армейской авиации - вертолеты Ми-8. Полковник Халимов называет эту машину своей любимицей. «Универсальный вертолет и огневые задачи может выполнять, и десантно-транспортные, - говорит офицер. - Достаточно мощный, в том числе для действий в горах. У этой винтокрылой машины большой потенциал для модернизации».
Сейчас в полку проходит обкатку новая модернизация машины легендарной восьмой серии - вертолет Ми-8МТВ-5-1. Его новизна, в частности, в системе ночного видения, пожалуй, - одна из наиболее востребованных новаций в оснащении современной винтокрылой техники, которая проявила себя в Сирии…
Пески «Восьмеркам» не помеха
Командир отдельного вертолетного полка ВВС и ПВО Западного военного округа полковник Рашид Халимов в сирийской командировке побывал одним из первых офицеров своей части. Так принято в авиации - командир раньше подчиненных поднимается в небо, тестирует новую технику, первым проверяет тактические приемы. И уж, конечно, этот постулат всякий раз подтверждается, когда речь заходит о выполнении боевых задач. После Халимова опыт боевой работы в горячем небе Сирии обрели практически все летчики его полка.
Не секрет, что армейская авиация в Сирии в основном выполняет задачи в ночное время. Возможность видеть в темноте, как днем, дает летчикам неоспоримые преимущества в борьбе с террористами, которые также ночью выходят на преступления. Однако расчеты боевиков всякий раз оказываются неверными: небесная кара Хмеймима настигает их и после захода солнца. О выполнении офицерами полка боевых задач в Сирии полковник Халимов говорит так: «Все реализуется в строгом соответствии с требованиями методических рекомендаций, которые основаны в том числе на опыте применения авиации в локальных конфликтах последних десятилетий. Проводится отбор из числа наиболее подготовленных летчиков. В обязательном порядке организуется дополнительная подготовка - отработка упражнений, слетанность экипажей».
Свыше 90% специалистов армейской авиации получили боевой опыт в ходе операции по уничтожению банд международного терроризма в Сирийской Арабской Республике. Об этом говорится в опубликованных недавно Министерством обороны России статистических данных, раскрывающих участие наших Вооруженных сил в этой миссии.
К специфическим условиям Сирии можно отнести жаркий климат, сложный рельеф местности, песчаные бури. С бурями Рашид Халимов столкнулся в Чаде, где в свое время нес службу в составе авиационного подразделения «голубых касок» ООН.
- Там взлетать-садиться иной раз приходилось в пылевой туче, можно сказать, на ощупь, - вспоминает офицер. - Видимость - нулевая. В Сирии такие запыленные площадки мне не встречались. Облегчает работу и современное навигационное оборудование, которым оснащается наша винтокрылая техника. Благодаря этому ориентирование в воздухе обеспечивается в любых условиях: в пустыне просматривается рельеф, видны дороги, кое-какие постройки. Блестяще показало себя в Сирии и наше прицельное оборудование, в том числе те перспективные комплексы, которые проходили апробацию в боевых условиях.
Рашид Халимов, исходя из своего сирийского опыта, считает, что «с помощью такой аппаратуры Ка-52, например, может обнаруживать объекты противника на удалении до 20-25 км. В том числе в ночное время». Это давало возможность нашим летчикам вовремя выйти в район назначения, произвести прицеливание и гарантированно поразить цель.
- Нынешняя программа подготовки в полку всецело опирается на сирийский опыт, - отмечает полковник Халимов. - Учитываются все задачи, которые выполняет в этом районе армейская авиация. Мы ведь по своему предназначению взаимодействуем с наземными частями, работаем в целях поддержки их с воздуха. Если обстановка требует непрерывного воздействия, то в интенсивном режиме. Помимо огневых задач, выполняются десантно-транспортные, организуется поисково-спасательное обеспечение полетов. В последнее время добавились обеспечение гуманитарных операций, контроль за поддержанием режима прекращения огня.
Офицерская династия Халимовых
Рашид армейскую стезю определил для себя однозначно и с самого детства. Его отец - офицер ПВО, а сын решил - к тем, кого останавливал в небе его отец. Офицерскую службу Халимов-младший начал в 1993 году с Забайкалья. Затем были Курск, Калуга, Вязьма. В 2007 году окончил Военно-воздушную академию имени Ю.А. Гагарина.
Сегодня офицерскую династию продолжает его сын, поступивший в высшее учебное заведение одной из силовых структур.