Израиль прикрылся «живым щитом»
Первыми о том, что российский самолет-разведчик Ил-20 был «непреднамеренно сбит сирийской ПВО», отражающей атаку четверки израильских F-16, сообщили американцы. Практически все в этой информации соответствует действительности. Вот только вердикт «случайно» не лезет ни в какие ворота. Как через несколько часов уточнил официальный представитель российского военного ведомства генерал-майор Игорь Конашенков, случайность была относительной, поскольку израильские летчики, наносившие ракетно-бомбовые удары по промышленным объектам в Латакии, банальным образом использовали заходящий на посадку российский «Ил» в качестве прикрытия.
Здесь надо отметить, что в военном деле израильтяне совсем даже не туземцы, а израильская авионика - одна из лучших в мире. Поэтому даже предположить невозможно, будто израильские пилоты в упор не видели российский самолет-разведчик, оказавшийся на линии огня якобы по стечению обстоятельств. Но Тель-Авив, скорее всего, будет напирать именно на эту версию, если, конечно, там не придумают что-нибудь пооригинальнее.
Как вариант, все можно свалить на исполнителей - на летчиков, которые в оперативной обстановке автоматически воспользовались удобной тактической ситуацией. Но не исключено, что командование ВВС Израиля в лице наземных служб, наводивших четверку F-16 на цели в пригороде Латакии, специально подгадало, когда Ил-20 пойдет на посадку и закроет собой атакующие истребители.
В пользу такой версии свидетельствует тот факт, что о планируемой операции командование российской группировки в Сирии израильская сторона заранее не предупреждала. Уведомление поступило «по горячей линии» менее чем за одну минуту (!) до удара, и вывести самолет в безопасную зону никакой возможности уже не было.
Естественно, сирийская ПВО попыталось парировать удар, и ракета комплекса С-200 навелась на «Ил», который по размерениям больше любого истребителя - так у нее устроены «мозги».
И тут возникает ряд вопросов по существу. Первый: если это летчики воспользовались удобной тактической обстановкой, так что же за сволочи сидели в кабинах израильских истребителей?
Второй: если к осуществлению трагического инцидента с российским Ил-20 причастно военное руководство Израиля, то не политическая ли это провокация? Например, в российском Минобороны, судя по официальному заявлению, не сомневаются: речь идет именно о преднамеренной провокации.
И тогда автоматически возникает еще один вопрос: а что, собственно, забыли израильские ВВС на северо-западе Сирии? Когда они бомбили иранские объекты на сирийском юге, это, хоть и с трудом, можно было как-то объяснить.
Но причем здесь завод по производству алюминия и завод, специализирующийся на бытовой химии, расположенные на другом конце (от Израиля) государства? И это притом, что Израиль де-юре вроде бы не участвует в сирийском конфликте, тем не менее регулярно наносит ракетно-бомбовые удары по сирийской территории, причем преимущественно исподтишка.
Что поделаешь, такой у них, видимо, традиционный стиль...
Это в том случае, если и на этот раз Тель-Авив решал свои сугубо местечковые задачи. Однако как-то не похоже... Примечательно, что именно сейчас у берегов Сирии «топчется» целая натовская эскадра, заряженная на анонсированный химический инцидент в Идлибе и готовая действовать, если пресловутым «белым каскам» в очередной раз удастся организовать провокацию.
Минобороны РФ уже давно и весьма подробно, с фактами на руках, разоблачило эти приготовления, еще раз напомнив, что никакого химического оружия у Башара Асада нет, что оно давно было уничтожено, причем руками американцев и по их же технологиям. Но Запад во главе с США постарался обо всем забыть.
И можно даже не сомневаться: если дойдет дело, удар по заводу бытовой химии в Латакии израильская сторона будет объяснять тем, что на самом деле там производились не лосьоны, а боевые отравляющие вещества.
С них, как говорится, станется. А вот чем они все-таки объяснят атаку «под прикрытием» российского Ил-20, в результате которой погиб экипаж из пятнадцати человек? Хотя с психологической точки зрения все и так понятно: после того, как сирийское ПВО сбило несколько израильских беспилотников и истребителей, пилоты ЦАХАЛа, по всей видимости, предпочитают не рисковать.
Но вряд ли маневр под прикрытием российского самолета-разведчика обойдется без последствий. «Расцениваем данные провокационные действия Израиля как враждебные. В результате безответственных действий израильских военных погибли 15 российских военнослужащих. Это абсолютно не отвечает духу российско-израильского партнерства. Мы оставляем за собой право на адекватные ответные действия», - заявили в Минобороны РФ.
Тут же, по горячим следам, министр обороны России генерал армии Сергей Шойгу провел телефонный разговор с главой военного ведомства Израиля Авигдором Либерманом, в котором констатировал, что «вина за сбитый российский самолет и гибель экипажа полностью лежит на израильской стороне», а действия израильского военного ведомства «не отвечает духу российско-израильского партнерства».
Как заявил Сергей Шойгу, российская сторона оставляет за собой право «на дальнейшие ответные шаги».
Посол Израиля в Москве, что и следовало ожидать, уже имел малоприятный разговор на Смоленской площади в связи с гибелью российского самолета-разведчика. Но это, если можно так сказать, протокольное мероприятие. По мнению бывшего начальника главного управления международного военного сотрудничества Минобороны РФ генерал-полковника Леонида Ивашова, ответная реакция должна быть адекватной.
Необходимо прекратить всякие военные и военно-технические отношения с Израилем, в том числе приостановить действие соглашения об обмене разведывательными данными, полагает Ивашов. Он также считает, что в качестве одного из ответных шагов Россия может начать «сбивать любой израильский самолет, который вторгается незаконно в воздушное пространство Сирийской Арабской Республики».
Дойдет ли ситуация до крайней точки, пока сказать трудно. Но одно очевидно: посторонних в небе над Сирией, где продолжается антитеррористическая операция, быть не должно, и у российских ВКС есть все возможности обеспечить выполнение такой задачи.