Тыловой дилетантизм
Опубликована переписка между погибшими в ЦАР журналистами и их работодателями. Чем дальше я вчитывался в эту переписку, тем сильнее во мне закипала профессиональная злоба. Я поражался терпению репортеров, получавших не просто дилетантские - самоубийственные указания из Москвы от своих кураторов из «Центра управления расследований» Ходорковского.
Один из участников интернет-беседы - главный редактор ЦУР Андрей Коняхин. Сразу после убийства Орхана Джемаля, Кирилла Радченко и Александра Расторгуева он заявлял, что все вопросы безопасности обсуждались с неким сотрудником ООН. Однако в переписке об этом ни слова. Видимо, из экономии бюджета ЦУР вместо того, чтобы заселить группу в охраняемый отель, пытается забронировать через интернет-сервисы частное жилье. Впрочем, к моменту приезда журналистов в Банги Коняхину и «компанни» не удалось найти ребятам ни жилья, ни водителя, ни переводчика.
Зато от Коняхина следуют необъяснимые указания: изготовить для группы пресс-карты и, зачем-то, знак ООН на машину. А затем просит журналистов эффектно избавиться от удостоверений: «Обязательно снимите, как избавляетесь от пресс-карт!!! Один журналист, с которым переписывалась Горшкова, написал только что - все-таки нужно сначала договориться с министерством печати и коммуникаций)) Ага, так и сделаем))» Обилие смайлов говорит о том, что в ЦУР знают о необходимости аккредитации, но не собираются ею «заморачиваться».
Естественно, без нее журналистов не пустили на территорию военной базы с резиденцией Бокассы. А вдобавок ко всем бедам с псевдотуристов без охраны и журналистского разрешения трясли внушительные взятки. Коняхину в уютном московском офисе такие траты были не по душе.
«К вам очередь выстроится скоро. Это очень до фига. В следующий раз будьте пожестче», - советует главред ЦУР.
Мне приходилось бывать в такой ситуации, к примеру, в Ливии. И я бы посмотрел, как Коняхин был бы «пожестче» с тем, кто тычет тебе в физиономию пропахший пороховой гарью нечищеный дульный тормоз - компенсатор автомата Калашникова.
Создается впечатление, что для московской части «расследователей», которая ни грамма не соображает ни в специфике ЦАР, ни в военной, экстремальной журналистике, поездка Джемаля, Расторгуева и Радченко была остросюжетной игрой.
На каждом уровне появлялись все новые и новые трудности, которые в Москве пытались решить «по Википедии» - то есть совершенно непрофессионально. В итоге все эти неразрешенные трудности сложились в цепочку, которая привела к трагедии. Кто знает, может, в ту ночь они попытались действовать «пожестче»...
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.