Минус 457.87 градусов по Фаренгейту: отношения между США и Пакистаном совсем остыли
© Владимир Коробицын/zvezdaweekly.ru
Отношения между США и Пакистаном совсем остыли.

Минус 457.87 градусов по Фаренгейту: отношения между США и Пакистаном совсем остыли

Дональд Трамп обвинил Исламабад «во лжи и в обмане» и лишил его 300 млн долларов безвозмездной военной помощи
06 сентября 2018, 06:25
Реклама
Минус 457.87 градусов по Фаренгейту: отношения между США и Пакистаном совсем остыли
© Владимир Коробицын/zvezdaweekly.ru
Отношения между США и Пакистаном совсем остыли.
Читайте нас на: 

Вслед за резким охлаждением турецко-американских отношений  практически обнулились и связи Вашингтона с другим своим многолетним и важным союзником - Пакистаном. Накануне визита в Исламабад государственного секретаря Майкла Помпео и председателя Комитета начальников штабов (американская версия нашего Генштаба) генерала Джозефа Данфорда Белый дом принял решение не выделять Исламабаду 300 млн долларов, которые первоначально предназначались для оказания помощи в проведении контртеррористических операций. 

Президент США Дональд Трамп.
© whitehouse.gov
Президент США Дональд Трамп.

Ложь во имя военной помощи

После того, как президент США Дональд Трамп обнародовал свою новую стратегию в Юго-Восточной Азии, администрация США заявила о том, что замораживает около 900 млн долларов до тех пор, пока Исламабад не предпримет убедительных шагов, направленных на борьбу с терроризмом. Очевидно, Белый дом таких шагов со стороны пакистанцев не увидел, и потому ранее в этом году Трамп отказался выделять сначала 500 млн долларов, а сейчас еще 300.

Программа, которая называлась «Фонд поддержки коалиции» и предназначалась для оплаты использования пакистанской военной инфраструктуры и борьбы с терроризмом в Афганистане, была приостановлена после того, как Дональд Трамп обвинил Пакистан во «лжи и обмане», которые США якобы получили в обмен на финансовую помощь.

«США по ошибке передали Пакистану более 33 млрд долларов финансовой помощи за последние 15 лет, в ответ они не дали нам ничего, кроме лжи и обмана, держа наших лидеров за дураков. Они укрывают террористов, за которыми мы охотимся в Афганистане… Такого больше не будет», - писал Трамп в Твиттере. 

Американский президент прежде всего имел в виду, что пакистанцы тайно поддерживают и предоставляют убежища талибам и членам группировки «Хаккани», а сами воюют только с теми афганскими группировками, которые угрожают центральному правительству Пакистана.

Дональд Трамп обвинил Пакистан во «лжи и обмане».
© twitter.com/realDonaldTrump
Дональд Трамп обвинил Пакистан во «лжи и обмане».

В Исламабаде с такой точкой зрения не согласны. Как заявил министр обороны Пакистана Хурам Дастгир Хан в интервью агентству Bloomberg в мае этого года, на территории его страны нет убежищ для террористов,  Исламабад вовсе не бездействует в искоренении терроризма, а недовольство США связано с тем, что американцам надо на кого-то переложить вину за свои собственные ошибки и неудачи в Афганистане. Кроме того, по словам министра иностранных дел Шаха Махмуда Курейши, эти 300 млн долларов предназначены для компенсации расходов, которые его страна уже понесла в борьбе с терроризмом, и Вашингтон должен их возместить, а вовсе не в качестве какой-то премии за хорошее поведение Пакистана.

Дрейф на север и восток   

На самом деле, помимо указанных выше, существуют и другие, не менее, а в чем-то и более важные причины, которые вызывают недовольство Вашингтона и привели к росту напряженности в двусторонних отношениях. Во-первых, постоянный и все более заметный дрейф Пакистана из зоны американского влияния в сторону России и Китая, на которые Вашингтон смотрит как на своих заклятых врагов. 

Фактическое начало военно-политического и военно-технического сотрудничества между Москвой и Исламабадом было положено в 2014 году, когда российское руководство, пожалуй, впервые с момента получения Пакистаном независимости в 1947 году  приняло решение продать Исламабаду небольшую партию вертолетов. С этого все и началось. В том же 2014 году во время первого визита российского министра обороны в Пакистан было подписано соглашение о военно-техническом сотрудничестве. В июне 2015 года командующий армией Пакистана генерал Рахиль Шериф посетил Россию, а уже в августе Пакистан получил первые 4 вертолета Ми-35М.

Ми-35М пакистанских ВВС.
© flickr.com
Ми-35М пакистанских ВВС.

В октябре 2014 и декабре 2015 прошли первые совместные учения против поставщиков наркотиков. Впервые в истории отношений между нашими странами в сентябре 2016 года на территории Пакистана прошли совместные российско-пакистанские военные учения. В сентябре-октябре следующего, 2017 года, состоялись совместные учения подразделений специальных антитеррористических сил.

Вместе с тем специалисты отмечают, что объемы военных закупок Пакистана у России остаются небольшими, что связано прежде всего с отсутствием достаточных финансовых средств у Исламабада. Именно по этой причине Пакистан не может позволить себе купить у Москвы партию танков Т-90 и другую военную технику, на которую пакистанские военные уже давно положили глаз.

 «Мирная миссия» Пакистана

В конце августа на территории России, на уральском полигоне Чебаркуль, прошли антитеррористические учения «Мирная миссия-2018», в которых впервые принимали участие Индия и Пакистан, приславшие более 350 своих солдат и офицеров. Такие учения стран-членов Шанхайской организации сотрудничества проводят с 2005 года. Для стран ШОС такая угроза не отвлеченное понятие. Практически все государства организации уже сталкивались с ней в реальной жизни.

Военнослужащие вооруженных сил Пакистана на учениях стран-членов ШОС «Мирная миссия-2018» в Чебаркуле.
© РИА Новости
Военнослужащие вооруженных сил Пакистана на учениях стран-членов ШОС «Мирная миссия-2018» в Чебаркуле.

Москва рассматривает Исламабад как крупную региональную державу, важного политического партнера, члена ядерного клуба, от позиции которого зависит стабильность на огромной территории. 

Что касается китайско-пакистанского сближения, то обе страны в настоящее время выстраивают стратегию совместного экономического коридора, в рамках которой предполагается переориентировать значительную часть  пакистанской промышленности на китайские рынки. Для этого Исламабаду скорее всего потребуется помощь Международного валютного фонда. И вот здесь пакистанцев ожидает «засада», намного более опасная, чем  сокращение американской помощи по военной линии. Госсекретарь Помпео уже заявил, что США, как крупнейший донор МВФ, выступает против выделения кредитов Исламабаду.  

В этом случае Пакистану придется обратиться к своим новым друзьям по ШОС и не исключено, считает руководитель Центра военно-политических исследований Института США и Канады РАН Владимир Батюк, что его выручат. Слишком важное геополитическое значение занимает эта страна в мире.

Недовольство Вашингтона объясняется и стремлением Пакистана проводить самостоятельную политику в регионе. Так, Исламабад отказался занимать резко негативную антииранскую позицию в свете развязанной против Тегерана кампании, даже несмотря на свою бедность и финансовую зависимость, прежде всего, от Саудовской Аравии. Достаточно сказать, что многие специалисты считают, что Исламабад сумел создать атомную бомбу только благодаря саудовским деньгам. Более того, было бы правильно считать, что созданное ядерное оружие принадлежит сразу двум странам - Пакистану и Саудовской Аравии. Тем не менее Исламабад старается занять более или менее взвешенную позицию в ирано-саудовском споре. 

Пакистанцы солидарны с Тегераном по вопросу о выходе США из ядерной сделки. На недавней встрече со своим иранским коллегой министр иностранных дел Пакистана заявил, что его страна считает, что Тегеран полностью выполнил свои обязательства по Совместному всеобъемлющему плану действий (СВПД) и вправе ожидать того же от других участников сделки.

Кроме того, следует иметь в виду еще один немаловажный фактор. Америка, чтобы испортить бизнес России, которая является традиционным стратегическим союзником и главным поставщиком оружия и военного оборудования в Индию, а также сыграть на индийско-китайских противоречиях, стала заигрывать с Индией. Вплоть до того, что с подачи авиационно-космической корпорации «Локхид Мартин», больше известной как «фабрика по производству вдов и сирот», этой стране был присвоен статус особого партнера на уровне союзника НАТО. Теперь администрация США рассматривает планы строительства в Индии завода по сборке истребителей F-16.

Государственный секретарь Майкл Помпео и председатель Комитета начальников штабов генерал Джозеф Данфорд встретились с министром иностранных дел Пакистана Шахом Мехмудом Куреши.
© mofa.gov.pk
Государственный секретарь Майкл Помпео и председатель Комитета начальников штабов генерал Джозеф Данфорд встретились с министром иностранных дел Пакистана Шахом Мехмудом Куреши.

Время все расставит по своим местам

Визит Помпео и Данфорда в Исламабад в Белом доме рассматривают как своего рода рекогносцировочный. По словам министра обороны США Джеймса Мэттиса, «они отправились туда, чтобы встретиться с новым правительством» (17 августа новым премьер-министром стал Имран Хан) и заявить, что «наши страны должны противодействовать общему врагу - терроризму».  За размытыми госдеповскими формулировками скрывается стремление США, во-первых,  посмотреть, как среагируют пакистанцы на повторение того, что делали американцы в отношении своих старых и добрых союзников, вроде египетского президента Хосни Мубарака, брошенного и преданного ими в ходе «Арабской весны», и, во-вторых, превратить безвозмездную некогда военную и, возможно, иную американскую помощь в кредиты. Такая инициатива Трампа вызвала критику со стороны американских конгрессменов, считающих, что она отпугнет от США многих из тех, кто привык такую помощь получать из года в год. За нее и так приходилось отдавать кому больше, кому меньше своего суверенитета и  независимости. Теперь нужно будет по-прежнему отдавать независимость, но теперь уже и приплачивать из собственного кошелька за такое, прямо скажем, сомнительное удовольствие. Трампу нужны деньги для того, чтобы  обеспечить собственный оборонный бюджет на следующий, 2019  финансовый год, который начинается 1 октября с.г. и равен астрономической сумме - 717 млрд долларов.  

С другой стороны, через Пакистан идет основной поток грузов для операций США и НАТО в Афганистане. Если американо-пакистанские отношения начнут развиваться по турецкому сценарию, который в принципе может привести к закрытию этого коридора, тогда Вашингтону придется обратиться к центральноазиатским странам и пытаться чем-то «прельстить» их, чтобы получить для себя более удобные маршруты и условия транспортировки,  которые могут «не понравиться» Москве. Пока же пакистанцы говорят о приоритетности отношений с США, американцы, в свою очередь, тоже не хотят бить горшки, но и уступать Исламабаду, похоже, не намерены. Как пойдут и чем закончатся происходящие на наших глазах перемены как в балансе сил, так и в конфигурации и расстановке основных региональных игроков, очень скоро покажет время.

Реклама
ВЫСКАЗАТЬСЯ Комментарии
Реклама