Полковник Сергей Кожевников: «Верьте, наши вертолётчики - лучшие в мире»
- Сергей Алексеевич, как вы оцениваете техническое и боевое состояние авиапарка армейской авиации округа и готовность экипажей к выполнению задач по предназначению?
- Этот вопрос я бы отнес к категории риторических, потому как ответ на него очевиден. Если бы техническое и боевое состояние нашего авиапарка оценивалось ниже требуемого уровня, а экипажи не были готовы к выполнению задач круглосуточно в любых метеоусловиях, нас бы попросту следовало распустить. Поэтому, отвечу на ваш вопрос коротко: ни в одном из мероприятий учебно-боевой подготовки, куда привлекались наши вертолётчики, не было ни одного срыва по причине неподготовленности техники или из-за профнепригодности экипажей.
Справка
28 октября 1948 года, когда в подмосковном Серпухове была создана первая вертолётная эскадрилья, принято считать Днём рождения армейской авиации. Но так она стала именоваться не сразу. Сначала вертолётная авиация называлась вспомогательной, в задачи которой входила перевозка грузов, корректировка огня, разведка и связь. Затем, когда вертолёты превратились в грозное оружие (начало 70-х годов), чьей основной ролью стала поддержка сухопутных войск, вспомогательную авиацию стали называть армейской. Сегодня она входит в состав армий ВВС и ПВО каждого военного округа.
- В каких знаковых учениях в 2019 году приняли участие экипажи окружной армейской авиации? Как был оценён вышестоящим командованием их уровень профессиональной подготовленности?
- В мирной обстановке ни одно из учений самого различного уровня и масштаба не проводится без авиационного обеспечения и участия в них боевых и транспортных вертолётов. Не буду перечислять их все, а скажу лишь, что только в октябре - месяц, в котором 71 год назад родилась армейская авиация - наши подразделения не менее пяти раз были задействованы в плановых учениях окружного и батальонного уровня.
В частности, летчики российской авиабазы Эребуни в Армении в рамках совместного российско-армянского двустороннего батальонного тактического учения нанесли авиационный удар по объектам условного противника на горном межвидовом полигоне Баграмян. Экипажи вертолётов Ми-24П и Ми-8МТВ провели пуски неуправляемых авиационных ракет и выполнили стрельбы из авиационной пушки по различным типам мишеней на дальностях от одного до трёх километров. Экипажи вертолётов уничтожили мишени, имитирующие артиллерийскую батарею и колонну танков условного противника. Координаты целей пилоты получали от передовых авиационных наводчиков. В ходе выполнения учебно-боевых задач в небе над Арменией было задействовано около двух десятков вертолётов армейской авиации ЮВО и Минобороны Армении.
На полигоне Кобу-Баши (Карачаево-Черкесия) горные мотострелки при поддержке ударных вертолётов Ми-8АМТШ «Терминатор» отразили нападение условного противника в высокогорной местности Кавказского хребта. Учение проходило на высоте около двух тысяч метров над уровнем моря. В ходе манёвров мотострелковые подразделения отработали слаженность действий с экипажами армейской авиации при перемещении на поле боя. Для ведения разведки, целеуказания, корректирования огня, а также для контроля практических действий войск были задействованы расчёты комплексов беспилотных летательных аппаратов.
В рамках командно-штабного учения, прошедшего в середине месяца, экипажи «Терминаторов» перебросили группы спецназа, дислоцированного в Кабардино-Балкарии, на Ставрополье. Спецназовцы отработали десантирование с Ми-8АМТШ посадочным и парашютным способами с применением парашютных систем Д-10 и «Арбалет-2»…
Я могу перечислять ещё и ещё, но суть, на мой взгляд, в данном случае не в количестве, хотя и цифры тоже говорят о многом.
Общий налёт в 2019 году уже превысил 22 тысячи часов, на сегодняшний день 95% из спланированного выполнено. При этом следует учесть географическую специфику региона. Достаточно много учебно-тренировочных задач по воздушному прикрытию, огневому сопровождению, переброске аэромобильных групп, боеприпасов, различных грузов и т.д. приходиться осуществлять в горной местности, что требует особой подготовки от экипажей. Это и навыки пилотирования при облёте горных склонов, и прохождение ущелий, и преодоление перевалов на высотах до четырёх тысяч метров в светлое и тёмное время суток. И наши летчики - это без ложной скромности, прекрасно справляются с этими трудностями.
- Южный военный округ сегодня находится на одном из ключевых направлений обороны нашего Отечества. Без межвидового взаимодействия здесь не обойтись…
- Части армейской авиации 4-й армии ВВС и ПВО ЮВО на постоянной основе выполняют задачи в ходе межвидовой подготовки частей и соединений дислоцированных на территории округа. В том числе - за пределами РФ: на российских военных базах в Армении, Абхазии и Южной Осетии. Поэтому про усиление роли мы не говорим, а непосредственное участие в этом процессе принимаем.
В настоящее время армейская авиация во взаимодействии с морской авиацией, частями и подразделениями Черноморского Флота под руководством командующего войсками ЮВО генерал-полковника Александра Дворникова отрабатывает новые формы и способы боевых действий на Крымском операционном направлении.
Особо хочу отметить экипажи ударных вертолётов Ми-35, дислоцированные на территории Крымского полуострова, которые регулярно отрабатывают элементы сложного пилотажа с ведением воздушного боя на малых высотах. В ходе учебно-тренировочных полётов вертолётчики совершают как одиночные, так и групповые полёты с разведкой и прикрытием военных объектов и войсковых колонн на марше. Отрабатывают боевое сопровождение и огневую поддержку многоцелевых вертолётов Ми-8 «Терминатор», выполняющих условное десантирование личного состава на труднодоступные площадки.
- Какие новые образцы авиатехники готовитесь получать в ближайшее время? И если таковые уже имеются, насколько успешно они освоены?
- До конца нынешнего года мы планируем получить четыре вертолёта МИ-28УБ в части армейской авиации на Ставрополье и Кубани. Это специальный вертолёт с двойным комплектом управления, который может применяться для обучения пилотированию на МИ-28Н, сохраняя при этом всю функциональность ударного вертолёта. Что касается подготовленности лётного и инженерно-технического состава, в армейской авиации 4-й армии ВВС и ПВО ЮВО нет таких машин, в том числе и самых новейших, которые бы не были успешно освоены нашими военнослужащими. У нас в этом отношении подход предельно простой: не можешь - научим.