Снайпер Роза Шанина: «Содержание моего счастья - борьба за счастье других»
В 2015 году на экранах России с триумфом прошёл фильм «Битва за Севастополь». Фильм не только дал второе рождение песне Виктора Цоя «Кукушка» - помните:
«Моя ладонь превратилась в кулак,
И если есть порох - дай огня.»
Но и напомнил всем, а молодому поколению позволил узнать историю женщины удивительной судьбы - снайпера Людмилы Павличенко, ставшей одной из легенд Великой Отечественной войны.
Людмила Павличенко: «Джентльмены, мне 25 лет, и я уже убила 309 оккупантов...»
Прозванная американскими журналистами «Леди-смерть», она имела на своём счету 309 уничтоженных немецких солдат и офицеров. Это она, приехав в США по приглашению самой первой леди - Элеоноры Рузвельт, обратилась к многотысячной толпе с призывом об открытии Второго фронта, что наши американские союзники, привыкшие воевать не только на чужой территории, но и чужими руками, постоянно откладывали, несмотря на многократные просьбы Советского правительства. «Джентльмены, мне 25 лет, и я уже убила 309 оккупантов. Не кажется ли вам, джентльмены, что вы слишком долго прячетесь за моей спиной?» - заявила с трибуны Людмила Павличенко, вызвав вначале паузу, а затем - громкие аплодисменты.
Роза Шанина - «Невидимый ужас Восточной Пруссии»
О другой женщине-снайпере - Розе Шаниной фильмов не сняли. Хочется надеяться, что пока не сняли. Поэтому её имя, вероятнее всего, не столь на слуху у наших читателей. А ведь во время войны оно гремело на всех фронтах наравне с именами Людмилы Павличенко и Василия Зайцева - ещё одного выдающегося снайпера. Так же, как и у Людмилы Павличенко, у Розы Шаниной было прозвище, и дали ей его тоже американские репортёры. Они прозвали Розу «Невидимым ужасом Восточной Пруссии».
Отечественные журналисты не стали состязаться с американскими коллегами в красноречии и просто называли девушку-снайпера «Грозой фашистов». Воевала Роза Шанина в рядах отдельного взвода стрелковой дивизии 3-го Белорусского фронта и погибла 28 января 1945 года в возрасте 20 лет, когда до Дня Победы оставалось совсем немного. Она принимала участие в боевых действиях менее года, но на её счету, по подтверждённым данным, было уже 59 уничтоженных солдат и офицеров противника.
После гибели девушки стало известно, что, несмотря на строжайший запрет, Роза вела на фронте дневник. Его опубликовали только в 1965 г. - к тому времени война уже давно закончилась, а Розы Шаниной уже двадцать лет как не было на этом свете. Но благодаря этим бесценным записям мы можем судить о том, каким был её характер, что думала, чувствовала эта совсем юная девушка, добровольно вставшая на защиту Отечества, изо дня в день видевшая врага в оптический прицел своей снайперской винтовки, постоянно сталкивавшаяся со смертью лицом к лицу, теряя друзей и близких.
Цитата
«Содержание моего счастья - борьба за счастье других. Странно, почему в грамматике слово «счастье» имеет единственное число? Ведь это противопоказано его смыслу… Если нужно для общего счастья погибнуть, то я готова к этому.»
Из дневника Розы Шаниной.
Такой была она, ставившая счастье других людей прежде своего собственного и готовая отдать ради этого жизнь.
Это была статная красивая девушка, выше среднего роста, с голубыми глазами и светлыми волосами, похожая на актрису. Её фото поместили на первой странице журнала «Огонёк», и она стала настоящей знаменитостью. При этом сама Роза не очень любила такую популярность и полагала, что её переоценивают, хотя она по праву считалась одним из лучших снайперов своего времени. О ней писал известный советский писатель и журналист Илья Эренбург в газете «Красная звезда» и восторгался точностью её стрельбы.
Жизненный путь - от рождения до бессмертия
Роза Шанина родилась 3 апреля 1924 года, по одним сведениям, в Вологодской, по другим - в Архангельской области в семье большевика Егора Михайловича Шанина, назвавшего дочь в честь пламенной немецкой революционерки Розы Люксембург. Всего в семье было семеро детей плюс трое приёмных. Четверо из них, сама Роза и три её брата - Сергей, Фёдор и Михаил, погибли на фронте. В 15 лет, окончив 7 классов школы, Роза сбежала в Архангельск и против воли родителей поступила в педагогическое училище. После окончания училища девушка стала работать воспитателем в детском саду, мечтала поступить в институт или посвятить себя детям-сиротам. Но в планы вмешалась война, и сбыться им было, увы, не суждено.
Когда на фронте погиб парень, в которого Роза была влюблена, она написала у себя в дневнике следующее:
«Не могу смириться с мыслью, что нет больше Миши Панарина. Какой хороший парень был. Убили… Он меня любил, я это знаю, и я его. Воспитанный, простой, симпатичный паренёк».
В декабре 1941 г. семья получила похоронку на 19-летнего брата Розы Михаила, и она стала проситься на фронт. Отказали из-за возраста. Но девушка не отступала. Наконец, после настойчивых требований, в июне 1943 г. она была направлена в Центральную женскую школу снайперской подготовки. Там она проявила выдающиеся способности и прославилась своим двойным выстрелом (дуплетом), мгновенно передергивая затвор винтовки и уничтожая сразу две намеченные цели, что было доступно очень немногим стрелкам.
Справка
Успешно пройдя обучение в школе и окончив её с отличием, 2 апреля 1944 г. Шанина была направлена в расположение 338-й стрелковой дивизии 5-й армии Западного фронта, где был сформирован отдельный женский снайперский взвод. На следующий день ей исполнилось 20 лет, ещё спустя 3 дня девушка сделала свой первый боевой выстрел. Он был успешным.
Вот какие воспоминания оставила она об этом событии, записанные неизвестным:
«Ослабли ноги, соскользнула в траншею, не помня себя. Человека убила, человека… Встревоженные подруги, подбежав ко мне, успокаивали: "Ты ж фашиста прикончила!"»
А к 11 апреля 1944 г. на счету снайпера Шаниной было 13 уничтоженных единиц живой силы противника. «За мужество и стойкость, проявленные при выполнении боевой задачи» ефрейтору Шаниной 8 апреля 1944 г. была присвоена первая награда - орден Славы III степени. Менее чем через полгода - 16 сентября 1944 г. «за исключительную стойкость и мужество, проявленные во время ликвидации окружённой группировки противника в районе г. Витебска», Шанину, уже в звании старшего сержанта, наградили орденом Славы II степени.
Справка
За годы Великой Отечественной войны только четыре женщины стали полными кавалерами ордена Славы. Роза Шанина могла стать пятой - командир 215-й Неманской стрелковой дивизии генерал-майор А.А. Казарян представил её к ордену Славы I степени. Но девушка погибла, а наградной лист затерялся. Её последней наградой стала медаль «За отвагу», полученная 27 декабря 1944 г.
Роза принимала участие в одной из крупнейших за всю историю человечества наступательной операции по освобождению Белоруссии «Багратион» - освобождала Вильнюс. У снайперов была строгая отчётность, и в её снайперской книжке рукой наблюдателей стоят отметки о выстрелах со 100, 150, 200 метров.
Снайпер воюет в обороне, а Роза постоянно рвалась в атаку, даже несмотря на ранения.
Цитата
«Вы бы знали, на протяжении всей фронтовой жизни не было минуты, когда бы я не жаждала боя, хочу горячего боя, хочу идти вместе с солдатами. Я жалею, почему я не мальчик теперь, никто бы не обращал внимания на меня, никто бы не жалел меня, я бы воевала от всей души. Сейчас поднялся вопрос: я сказала, хочу в наступление идти, поверили Каля и Ева, которые знают мою натуру…»
Из дневника Розы Шаниной.
«…А на деле, что я сделала? Не больше, что обязана...»
Она дважды писала письмо самому Сталину с просьбой перевести её в стрелковый батальон рядовым бойцом, а во время одной из самовольных отлучек на передовую взяла в плен трёх немцев.
В январе 1945 г. Красная Армия несла большие потери во время ожесточённых боёв в Восточной Пруссии. «Из нашего 2-го батальона осталось 6 из 78», - записала Роза в своём дневнике.
Справка
27 января 1945 года во время боя в ходе Инстербургско-Кёнигсбергской операции, прикрывая командира артиллерийского подразделения, была тяжело ранена осколком снаряда сама Роза. Её доставили в госпиталь 205-го отдельного медико-санитарного батальона ещё живой, на следующий день она скончалась от полученных ран.
Медсестра Екатерина Радькина, находившаяся рядом с Розой в её последние часы, вспоминала: «Роза была ранена очень тяжело - в живот. Она была в крайне тяжёлом состоянии. Но ни стонов, ни слез. Ей очень хотелось пить. Но пить ей было запрещено. Она просила меня:
- Катя! Дай мне родной холодной водички. Я только рот прополощу!
Роза понимала тяжесть своего положения. Она знала, что не выживет. Сожалела, что мало успела сделать. Родных вспоминала и звала маму. Я до последней минуты была с ней. Я буду помнить Розу живой, стойкой, мужественной. Она - настоящий герой».
Она была честной, искренней, прямой. Её жизненный путь был очень коротким, но для своего народа и своей Родины она успела сделать очень много, хотя сама она так не считала. 16 января 1945 г., в одной из последних записей в своём дневнике, она написала:
«…А на деле, что я сделала? Не больше, что обязана, как советский человек, стала на защиту Родины. Сегодня я согласна идти в атаку, даже врукопашную, страха нет, я рада умереть во имя Родины».