Заслон терроризму и наркотрафику
6 ноября вооружённая группа в масках напала на таджикский погранпост «Ишкобод» близ узбекской границы. В ходе спецоперации были уничтожены 15 боевиков, пятеро задержаны. Погибли двое силовиков Таджикистана. Вскоре выяснилось, что нападавшие причисляют себя к «Исламскому государству»* и пришли они со стороны афганской провинции Кундуз. А это очень тревожный звонок не только для Душанбе, но и для всего региона.
Не случайно на прошедшем на минувшей неделе в Бишкеке саммите ОДКБ Владимир Путин обрисовал главные задачи Организации договора о коллективной безопасности. Это, во-первых, выявление и ликвидация международных террористических группировок. «Представляется целесообразным активизировать деятельность центра кризисного реагирования ОДКБ, в том числе по обмену оперативными сведениями», - отметил президент России. А во-вторых, борьба с наркотиками. «Мы намерены инициировать составление новой актуализированной антинаркотической стратегии ОДКБ на 2021 - 2025 годы», - пояснил Путин.
А ведь в перспективе это взаимосвязанные проблемы. События в Таджикистане красноречиво показали, что после разгрома квазигосударственного террористического образования в Сирии идеологи исламских экстремистов направились на поиски новой плодородной почвы, где бы взошли ростки «Исламского государства»*. И Афганистан для этих целей подходит как нельзя лучше. Здесь и уже окученная другими террористическими группировками ментальная база, на которую легко воздействовать, и доступность взаимопроникновения со среднеазиатскими республиками (а их представители составляли огромную часть войска ИГ*), и наркотики.
Вряд ли у кого-то есть иллюзии, что современный терроризм побрезгует многомиллионными доходами от героина на своё существование. Времена «прекраснодушных» талибов, уничтожавших маковые поля, давно прошли. И сегодня лидеры боевиков не гнушаются любыми заработками - будь то нефть, исторические артефакты или наркотики. А это грозит усилением позиций «Исламского государства»* в российском подбрюшье. Ему, конечно, придётся повоевать за место под солнцем с традиционными афганскими группировками. Но, как показывает сирийская практика, различные силы вполне могут и объединяться для общей цели.
Та же практика показывает, что экономические рычаги оказывают на террористов не меньший эффект, чем бомбардировки. И удар по наркотрафику может стать таким же действенным инструментом, как ликвидация контрабанды нефти в Сирии.
----
* - Террористическая организация, запрещённая в Российской Федерации.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции