Операция «Красная селедка»
Стратегический блеф и оперативно-тактические уловки - незыблемые принципы военного искусства. Этими «играми» полководцы всех времен и народов забавляются так давно, что придумать нечто новое для сокрытия своих планов и усилий по их осуществлению становится все труднее. А мероприятия дезинформации должны проводиться с предельной осторожностью и тщанием, чтобы вместо введения в заблуждение противника, не выдать собственные намерения.
Примерами искусно разработанных многоходовых комбинаций КГБ стали операции «Хоровод» и «Камуфляж». Целью одной было сокрытие наших усилий по созданию межконтинентальных баллистических ракет, другой - зашифровка нашего источника в разведсообществе США. Сегодня операции признаны классикой контршпионажа и искусства дезинформации.
Операция «Хоровод»
Впервые «красная селедка» («Красная селедка» - от англ. red herring - на жаргоне американских спецслужб это операция по дезинформации, отвлекающий маневр - авт.) - операция по введению в заблуждение главного военного противника под кодовым названием «Хоровод» - была успешно запущена в мутные воды американских спецслужб 64 года назад. Да так удачно, что в итоге позволила нам опередить Соединенные Штаты в области ракетостроения и освоения космоса на целое десятилетие.
...Во время авиационного парада, проводившегося в третье воскресенье августа 1955 года в присутствии иностранных дипломатов и военных атташе стран, с которыми мы находились в состоянии холодной войны, над Тушинским аэродромом в течение 15-20 минут на сверхнизкой высоте звено за звеном пролетала армада тяжелых бомбардировщиков нового типа.
Этих самолетов оказалось гораздо больше, чем могли предполагать иностранные разведчики, легально действовавшие в Первопрестольной под дипломатическим прикрытием военных атташе. В результате у них сложилось впечатление, что с конвейеров наших авиазаводов самолеты такого сверхмощного типа сходят десятками и сотнями, как сосиски на мясокомбинате.
В действительности одна и та же эскадрилья этих самолетов-монстров летала по кругу, через каждые три минуты вновь и вновь появляясь над головами ошеломленных иностранцев.
Цель этого отвлекающего маневра заключалась в том, чтобы создать видимость, будто СССР намерен увеличить мощь своих наступательных сил, бросив весь ресурс своего военно-промышленного потенциала на производство сверхтяжелых бомбардировщиков. То есть упор в будущей вероятной войне, пришли они к выводу, русские собираются сделать на использовании авиации. В действительности же Советский Союз ускоренными темпами строил межконтинентальные баллистические ракеты.
Обман удался.
В итоге Соединенные Штаты, несмотря на то, что в их распоряжении находилась вывезенная из послевоенной Германии технология производства ракет и ее создатель Вернер фон Браун, перестали уделять должное внимание развитию ракетостроения, а вместо этого занялись разработкой новых типов самолетов, массированным выпуском и усовершенствованием средств ПВО. Еще бы! - ведь русские в вероятной войне намерены наносить авиационные удары сверхмощными бомбардировщиками.
Успешно проведенная в 1955 году операция «Хоровод» имела серьезные и далеко идущие последствия. Настолько серьезные, что запуск Советским Союзом в октябре 1957 года первого искусственного спутника Земли привел администрацию США и американские спецслужбы в состояние шока.
Они не могли поверить, что мы способны так быстро прийти в себя после войны, и уж тем более в такой короткий срок создать столь мощную ракету-носитель. США бросились вдогонку, но время-то упущено!
Триумф операции по дезинформации главного противника стал особенно очевиден спустя шесть лет, когда 12 апреля 1961 года в космосе первым оказался русский, а не американец!
Через неделю Аллен Даллес, глава Центрального разведывательного управления, был отправлен в отставку. И хотя формальным поводом для его устранения считалась неудачная попытка свергнуть коммунистический режим на Кубе, в американской администрации все хорошо понимали, что президент Кеннеди не может простить ему просчетов шестилетней давности и отставания в разработке космических систем...
Операция «Камуфляж»
Опыт 1955 года был блестяще использован КГБ спустя тридцать лет, в 1985 году, когда заместитель начальника I отдела (американского) внешней разведки Виталий Юрченко предложил свои услуги руководству Центрального разведывательного управления США.
Он сообщил ЦРУ «ценнейшую информацию», которая не оставляла сомнений в его искренности:
- подтвердил догадки ЦРУ об использовании «шпионской пыли», которой обрабатывалась одежда американских дипломатов в Москве для выслеживания их контактов из числа советских граждан;
- подробно рассказал о секретной лаборатории КГБ по изготовлению смертельных ядов.
Никогда КГБ не заходил так далеко, сознательно выкладывая противнику свои секреты. Руководство ЦРУ не могло не поверить Юрченко, ибо никогда не получало столько достоверной информации сразу и из одного источника.
Зачем нужна была такая вкусная «красная селедка»?
Материализованная в облике Виталия Юрченко, основной своей целью она имела камуфляж нашего суперагента, высокопоставленного офицера ЦРУ Олдрича Эймса. Достаточно сказать, что к моменту появления Юрченко в штаб-квартире ЦРУ, Эймс представил в КГБ сведения на десяток старших офицеров КГБ и на одного генерала ГРУ, работавших в пользу США. Такой ценный источник стоил того, чтобы печься о его сохранности, не считаясь с затратами. Ведь ущерб от передачи сведений, наносящих ущерб безопасности СССР выданными Эймсом «кротами», вообще не поддается какой-либо оценке, поскольку невозможно сказать, сколько стоит сама безопасность! А с помощью Олдрича Эймса нам удалось перекрыть опасные каналы утечки жизненно важной для безопасности СССР и Российской Федерации информации.
Свидетельствует заместитель резидента КГБ в Вашингтоне полковник В.И. Черкашин:
«После того, как Юрченко заявил о своем желание вернуться в Союз, ЦРУ так и осталось в неведении, был ли он самой крупной добычей, которую Управлению удалось поймать в сети за десятилетия, прошедшие со времени предательства полковника Пеньковского, или беглец являлся агентом-двойником русских?
ЦРУ потратит годы, тщательно анализируя все поднятые по делу Юрченко материалы, пытаясь выяснить, насколько и в каких объемах можно доверять полученной от него информации, а также установить, был ли он целенаправленно внедрен советской разведкой, чтобы во время неизбежных допросов собрать сведения о деятельности ЦРУ и ФБР.
Было выдвинуто много версий, почему вообще советская разведка предприняла эту операцию, и не являлось ли раскрытие Юрченко отдельных данных всего лишь оперативной необходимостью, чтобы скрыть более важную информацию.
В американском обществе долго бытовало мнение: либо ЦРУ стало жертвой операции лжи, блестяще проведенной офицером советской разведки, либо оно бездарно позволило ускользнуть одному из самых важных перебежчиков.
«Как бы то ни было, - подводит итог Черкашин, - самый важный результат проведенной операции с Юрченко в главной роли состоял в том, что, вынудив ЦРУ и ФБР бесконечно долго выяснять причины случившегося с ними казуса, а также суматоха поднятая возвращением “беглеца” в Союз, отвлекли их на продолжительное время от разоблачения наших суперагентов Эймса и Хансена, действовавших в системе секретных служб США…»