CAIC WZ-10 против Eurocopter Tiger: европейские «мозги» решают все
© Владимир Коробицын/zvezdaweekly.ru
CAIC WZ-10 против Eurocopter Tiger.

CAIC WZ-10 против Eurocopter Tiger: европейские «мозги» решают все

При равном вооружении бортовой компьютер «европейца» дает лучшее боевое преимущество перед китайским ударным вертолетом
15 февраля 2019, 13:07
Реклама
CAIC WZ-10 против Eurocopter Tiger: европейские «мозги» решают все
© Владимир Коробицын/zvezdaweekly.ru
CAIC WZ-10 против Eurocopter Tiger.
Читайте нас на: 

Китай и Африка - друзья навек. По крайней мере, ресурсно-экономические. Начиная с 2016-го, КНР вкладывает в «Черный континент» десятки миллиардов долларов ежегодно. И готовы давать еще. За что такая внезапная щедрость китайские товарищи не скрывают: им приглянулись африканские алмазы, сталь, платина, хром.

Но на эти ресурсы давно «положили глаз» и европейские гранды. Одна только Франция, в которой вновь восстановлен неоколониалистский режим, считает Африку своей. Поговаривают, что даже золотой запас франкоговорящей Африки давно осел в банках где-нибудь на Елисейских полях. А тут - Китай! Это значит, что Африка при самом плохом раскладе может легко превратиться в очередную полыхающую затяжной войной точку.

В африканской климатической зоне лучшим оружием могут оказаться ударные вертолеты. Они  с воздуха и мотопехоту поддержат, и сами десант выбросят, да и бронетехнику «разметать» для них не проблема. Вот тут-то на сцену и могут выйти «винтокрылы» - это китайский CAIC WZ-10, или проще - Z-10, и его возможный оппонент - французско-германский Eurocopter Tiger. Но окажется ли «Евротигру» китайский «Аллигатор» по зубам?

«Крестные отцы» вертушек

У китайского «Аллигатора» - русские корни. Еще в марте 2013-го на выставке Heli-Expo в Лас-Вегасе генконструктор «Камова» Сергей Михеев признался - CAIC WZ-10 создан по эскизу проекта «941», который еще в 1995-м разрабатывался для китайских товарищей. Но китайцы вплоть до 2000-х с ударными «вертушками» не спешили.

CAIC WZ-10.
© chinamil.com.cn
CAIC WZ-10.

Все изменилось, когда в Народно-освободительной армии Китая поняли - без вертолетов поддержки на поле боя не обойтись. Конструкторы так сильно «ускорились», что в 2003 году в небо Поднебесной взмыл первый образец вертолета CAIC WZ-10. Но спешка погубила прототип - вертолет оказался настолько плох, что руководство НОАК сразу отправило проект на доработку. На этот раз китайцы взялись основательно и лишь через 9 лет выкатили достойный образец.

У «Евротигра» тоже есть свой «крестный отец». Еще в середине 1980-х им стал… ИИ - искусственный интеллект. Суперкомпьютер величиной в этаж просчитал, что оптимальный боевой вертолет - это не только броня и живучая конструкция, но и незаметность, плюс усиленная система радиоэлектронной борьбы.

К совету компьютерного помощника в Европе незамедлительно прислушались. Так родился концепт будущей европейской боевой «вертушки» Eurocopter Tiger.

Eurocopter Tiger.
© airbus.com
Eurocopter Tiger.

Прямо на старте в 1991 году «Тигра» отдали в ведение предприятия-гиганта Eurocopter. К созданию «ударника» подключились фирмы из Германии и Франции. Его главная «фишка» перед идеологически близкими «Апачами» и «Команчами», а также «семействами» «Ми» и «Ка» - огромное число композитных материалов. Фактически «Евротигр», весь облитый полимерами, обещал стать «прозрачным» для любого радара. Таким он и встал на винт в 2003 году.

Спор за скорость и живучесть

Китайский WZ-10 - настоящая классика жанра ударного вертолета: 14-метровая «тушка» имеет узкий хищный профиль, два члена экипажа расположены друг за другом. Их прикрывает бронированное стекло. Еще один бонус к живучести - неубираемое шасси, которое в случае аварийной посадки должно «проглотить» разрушительную энергию удара.

CAIC WZ-10.
© chinamil.com.cn
CAIC WZ-10.

Два турбовинтовых двигателя в паре с композитным пятилопастным винтом способны разогнать китайский «Аллигатор» до 300 км в час, но в споре с «Евротигром» этого оказывается недостаточно: пара турбин от Rolls-Royce делают европейский геликоптер чуть быстрее - он может ускориться до 322 км в час. Но крейсерская скорость у них равна - около 270 км в час.

Впрочем, китайцы могли бы и своему вертолету дать больше скорости, но внезапный грандиозный международный скандал фактически лишил Z-10 дополнительной прыти. Дело в том, что до 2012 года китайцы спокойно ставили на свои вертолеты двигатели Pratt & Whitney. Но делали они это по «серой» незаконной схеме - согласно особому спецсоглашению американские движки могли быть установлены только на гражданскую технику. А тут - ударный «Аллигатор»! В итоге поставщик United Technologies в 2012-м нарвался на штраф в 75 млн долларов. С тех пор Z-10 подпитывается от доморощенного китайского Zhuzhou WZ-9 с его скромными показателями в 2.500 «лошадок».

Ударный винтокрылый «европеец» - тоже классика жанра. Экипаж воздушного «Тигра» располагается привычным принципом для ударного вертолета -  «один за другим». Однако, в отличие от классика и законодателя «Камова» и его пасынка - китайского Z-10, пилот у «европейца» размещается спереди, а оператор - выше и сзади. Для лучшего обзора кресла оператора и пилота смещены относительно продольной оси машины.

Eurocopter Tiger.
© airbus.com
Eurocopter Tiger.

Eurocopter Tiger почти «сплошняком» обтянут композитными материалами - углепластик спаян с кевларом, алюминием и титаном. Лишь 20% вертолета исполнено в привычном металле. Это «Евротигра» делает почти на тонну легче китайского собрата. Хотя беззащитным легковесом «Евротигр» назвать никак не получится. Кабина покрыта комбинированной броней AMAP-AIR, а летчики могут рассчитывать на специальные боковые сдвижные бронещитки.

Силовую установку защищают перегородки, защиту вертолета завершают взрывобезопасные и пожаробезопасные топливные баки. Несущему и вспомогательному винтам конструкторы заложили настолько много мощности, что они должны выдерживать прямое попадание от крупнокалиберного пулемета и даже легкой ПВО.

Да что там корпус! Конструкторы Eurocopter Tiger обещают: даже винт выдержит прямой удар осколочно-фугасного 23-мм снаряда.

Помимо базовой прочности, корпус обтянут специальной сеткой и фольгой на медной основе - это нейтрализует любой электроимпульсный удар, не страшен ему и разряд молнии. О чем-то похожем в китайском «Аллигаторе» не заявлено, а потому европейский воздушный «Тигр» выглядит более живучим и защищенным. Прибавим сюда еще и отличную маневренность, и мы получим трудно поражаемую воздушную мишень.

Паритет ракет и пуль

Так от чего в случае столкновения с китайским «Тигром» будет вынужден уклоняться «Евротигр»? Первый огневой сюрприз для европейского коллеги - это сразу три авиационные автоматические пушки на выбор: 23-, 25- или            30-миллиметровые «стволы». Их дополняет 12- или 14-мм пулемет. Если этого окажется мало, в ход можно пустить комплект неуправляемых ракет. Два блока с НУРС способны разутюжить площадь в половину футбольного поля, но все это, скорее, «цветочки», «ягодки» начинаются с управляемых ракет HJ-10 и TY-90.

CAIC WZ-10
© chinamil.com.cn
CAIC WZ-10

Противотанковая ракета HJ-10 - это аналог израильской Spike-NLOS. Ее заявленной мощности, легко прошивающей метр гомогенной стали,  и дальности в 10 км хватает, чтобы «опрокинуть» не только любой современный танк, но и капитальное наземное укрепление - бункер, ДОТ или ДЗОТ. Ракета работает по принципу «выстрелил и забыл». После пуска ракету к цели «ведет» полуактивная система лазерного наведения.

Но самый большой неприятный сюрприз от «китайца» - это «пачка» уникальных ракет TY-90 или Feiyan-90  класса «воздух-воздух». Ее уникальность - в запредельно малом весе при хорошей мощи: двухметровая ракета весит меньше 20 килограммов! Аналоги несколько тяжелее. Да, есть товарищи помощнее: например, российские и североамериканские образцы, снятые с истребителей. Но их вес может доходить до 80 килограммов, и взять больше двух ракет на борт винтокрылого «ударника» уже сложно. 

Китайцы же еще на стадии проектирования адаптировали свою Feiyan-90 именно к вертолетному подвесу. Правда, объективную эффективность оценить пока не представляется возможным - реальных боестолкновений Z-10 или других вертолетов, вооруженных такими ракетами-«дюймовочками» с 2006 года не зафиксировано.

Eurocopter Tiger.
© airbus.com
Eurocopter Tiger.

Чем «крыть» «Евротигру» такой «джокер» в китайском рукаве? Можно начать с 30-миллиметровой скоростной пушки Giat AM-30781 с боезапасом в 450 выстрелов. Следом можно залпом выпустить 12 или 22, в зависимости от подвесных блоков, неуправляемых ракет. Дальше пилоту и оператору Eurocopter Tiger можно прибегнуть к оружию потяжелее. На четырех подвесах можно расположить четыре противотанковые франко-германские ракеты НОТ, способных прошить до 1.300 мм гомогенной брони, или проверенного не одной «горячей точкой» противотанкового «старичка» AGM-114 «Hellfire». Впрочем, можно пристегнуть две пары старших «сестренок» китайской HJ-10 - израильские Spike-ER.  

И все же главное оружие против китайского «Аллигатора» - это пара французских ракет «воздух-воздух» Mistral и классика авиажанра Stinger. Впрочем, американского ЗРК-ветерана может и не хватить - ракеты, поставленные на вооружение в далеких 1970-х, по всем параметрам уже несколько устарели.

А вот «Мистраль» может с «китайцем» «пободаться» по-серьезному - три килограмма боевой части может наделать шума. И тут на первый план выходят навыки экипажа, плюс электронные «мозги».

Сила «мозгов» пока за Европой

В ударном вертолете WZ-10 реализован принцип стеклянной кабины - рабочие панели пилота и оператора напичканы электронными дисплеями. На визуализацию китайцы не поскупились - экипажу помогают ориентироваться в бою огромные ЖК-мониторы.

CAIC WZ-10
© chinamil.com.cn
CAIC WZ-10

Европейский винтокрылый «ударник» имеет улучшенный бортовой комплекс обнаружения AN/AAR-60 MILDS, разработанный немцами из EADS. Он не только бьет тревогу, когда к вертушке уже летит ракетный сюрприз. Бортпроцессор еще на этапе облучения «Тигра» любыми системами наведения предупредит экипаж - вы на мушке. Впрочем, на случай отсутствия реакции пилота или оператора, «мозг» вертолета сам даст команду на сброс противорадиолокационных отражателей и ИК-помеховых устройств.

«Забить» помехами европейскую «вертушку» тоже вряд ли удастся - на ней установлены средства РЭБ «EloKa». Они не дадут дезориентировать машину, плюс сами могут нанести фатальный электронный удар.

Что-то похожее обещают и китайцы, но что конкретно - не сообщается. Некоторые эксперты предполагают, что на Z-10 стоят серийные средства РЭБ, какие можно встретить на истребителях Chengdu J-20 или Shenyang J-11. Их параметры не дотягивают до европейского «Тигра». Это значит, что в схватке «мозгов» китайцы пока проигрывают. Впрочем, тут надо оговориться: КНР с такой скоростью обновляет все военное «железо» и «софт», что через год, максимум два мы можем увидеть совсем другую, более прогрессивную авионику на Z-10.

Eurocopter Tiger.
© airbus.com
Eurocopter Tiger.

В сухом остатке

Итак, оба наших «зверя» - китайский «Аллигатор» Z-10 и Eurocopter Tiger - словно братья-близнецы: компоновка, конструкция и огневая мощь очень схожи. Разве что «китаец» совсем незначительно уступает в бронировании, скорости и маневренности. Однако главный козырь, который бьет «вертушку» из Поднебесной, - это электронная «начинка» Eurocopter Tiger. По всем известным данным, она пока на голову выше китайской «сестры». Плюс, это покажется невероятным, но численный перевес, по данным 2016 года, пока на стороне «Евротигра» - 206 машин против сотни «китайцев». Так что Z-10 в случае «горячего» столкновения на «Черном континенте» придется несладко.

Реклама
ВЫСКАЗАТЬСЯ Комментарии
Реклама