Бить с предельно малой: как изменится тактика применения вертолетов в XXI веке
Полет на предельно малой высоте - самый зрелищный и одновременно опасный вид полета. Предельно малая высота загоняет летчика в особые, экстремальные условия. Угол зрения уменьшается, время сжимается, а рефлексы обостряются до предела. Это как пройти по канату над пропастью - у летчика нет права на ошибку. О специфике боевого применения вертолетов в XXI веке «Звезде» рассказал боевой летчик полковник Эдуард Марцинкевич.
- Зачем идти на такой риск?
- Риск оправдан. Полет на предельно малой высоте создает трудности не только для экипажа, но и для противника. Низколетящий вертолет сложнее обнаружить визуально, на слух и техническими средствами. Времени на реакцию противника очень мало. Для наведения ПЗРК требуется 10-15 секунд устойчивого сопровождения цели. Если пилот выполняет полет на предельно малой высоте, да еще и маневрируя, то навести ПЗРК становится достаточно проблематично.
- Какова тактика применения вертолетов на предельно малой высоте?
- Скрытность подхода, минимальное время нахождения на боевом курсе и максимальная эффективная дальность до цели, внезапность. Никаких поворотов и разворотов в зоне поражения. Только горка, только стрельба с пикирования или разворот на пикировании и сразу уход на предельно малую высоту. Все очень скоротечно. Сейчас такие полеты выполняются в рассредоточенных боевых порядках: ведомый идет в пеленге 150 на 200 метров. Это дает сразу несколько плюсов. Определить направление по звуку на один вертолет, летящий на ПМВ, хоть и сложно, но можно. А вот если несколько вертолетов летят в рассредоточенном порядке, то акустические волны как бы «размазываются» о подстилающую поверхность и определить направление становится практически нереально.
- Существует ли разница применения управляемого и неуправляемого оружия при полете на предельно малой высоте?
- Если применяем управляемое вооружение, то мы готовимся, аккуратно и скрытно выходим в район цели. Осуществляем ее обнаружение, идентификацию и атакуем с максимально возможной дистанции, стараясь не входить в зону поражения средств ПВО противника. При применении неуправляемых ракет оптимально проводить стрельбу с кабрирования с максимальных дистанций с малых высот, тоже не входя в зону поражения. После выполнения стрельбы необходимо сразу с разворотом и снижением уходить на предельно малую высоту, используя рельеф местности с одновременным применением средств защиты от ПВО. У противника не должно быть возможности провести прицельную стрельбу.
- Помогают ли технические средства при полете в сложных условиях, например, ночью?
- Технические средства, конечно, оказывают помощь при полете на ПМВ. Так, все ночные полеты выполняются в очках ночного видения, высота полета составляет до 50 метров над подстилающей поверхностью. На данный момент это наиболее эффективное техническое средство, которое есть в нашей авиации. Днем только визуальный полет и только знание района полета, знание карты местности. Читать далее...