БРК «Бал» против RGM «Harpoon»: смертельный удар русского «молота»
«Пентагон готовит корабли против России» - такой шокирующий заголовок озаглавил рейтинг новостей начала декабря 2018-го. Истерия очень быстро просочилась на телеэкраны, и вскоре уже CNN приводит цитаты американских «ястребов», а они на полном серьезе заявляли - армада под «звездно-полосатыми» стягами собирается взять курс в Черное море. Их цель - приструнить россиян, которые позволили себе на законных основаниях задержать украинских нарушителей в водах Керченского пролива.
Однако дальше слов дело так и не пошло. Что же испугало американцев? Генералы по ту сторону Атлантики знают, даже безобидная демонстрация силы в Черноморье может очень быстро обернуться трагедией - развернутая береговая охрана с новым комплексом «Бал» за пару залпов разметает любую группировку.
Но на такой горячий прием у американцев тоже есть чем ответить. Это проверенный временем ракетный комплекс RGM-84 «Harpoon», развернутый на кораблях ВМС США. Оружие не хуже того, что спрятано в жерлах российского берегового комплекса. И если случится ракетная дуэль, сдюжит ли тогда наш «Бал»?
Из нищего - в принцы
Что такое ракетный противокорабельный удар США узнали в 1967-м: тогда в Средиземном море израильский эсминец «Эйлат» внезапно получил ракетное пробитие. Пробоина оказалось настолько велика, что корабль быстро пошел ко дну. Вскоре выяснилось, по эсминцу «отработала» противокорабельная советская ракета П-15 «Термит», пущенная с египетских катеров.
ВМФ США быстро оценили новый класс ракет и решили - про былое сопротивление отдельным видам противокорабельного оружия забыть. До этого они считали, что палубной авиации, как противокорабельной меры, будет достаточно.
За дело взялись McDonnell Douglas, и уже в 1972 году они выкатили прототип с реактивным двигателем. Однако лишь пять лет спустя RGM-84 «Harpoon» официально пошел на конвейер.
У нашей страны с противолодочными ракетами совсем другая история - их взяли на вооружение береговые ракетные комплексы (БРК). Первые такие системы появились еще в 1950-х. Тогда серьезно «выстрелила» С-2 «Сопка». Она первой встала на защиту береговых линий в Крыму, Тихом океане, на Балтике и в Северных широтах. Следом шел береговой «Редут», который к концу 1970-х был частично сменен «Рубежом» - с его уже знакомой американцам ракетой «Термит». Этот береговой ракетный комплекс оказался настолько удачным, что больше двух десятков лет оставался основой отечественного флота. Успех сильно впечатлил и иностранцев - Куба, Сирия, Египет, Вьетнам, Алжир, Йемен, Румыния, Болгария: за комплексом «Рубеж» стали выстраиваться очереди.
А вот наследника легендарных береговых ракетных систем неожиданно ждала непростая судьба. Концепт-модель «Бала» была разработана еще в апреле 1984-го, но крах Союза и лихие 1990-е едва не «сбросили» перспективный комплекс в неуправляемый штопор. «Вырулить» позволила масштабная армейская реформа, которая началась в 2008 году, - именно тогда «Бал» официально стал наследником целой эпохи, в которой «правили» «Редут» и «Рубеж».
«Проходимец» против резвого эсминца
Береговой ракетный комплекс - это всегда история про скорость и проходимость. Наши берега - далеко не тайские пляжи и не лагуны Бали. Это почти всегда труднодоступный ландшафт: зыбкий песок, каменистые поля, глиняное месиво или ледово-снежный торос. Потому еще со времен «Редута» береговой ракетный комплекс ставили на самое проходимое колесное шасси в стране. Такой подход и в случае с «Балом» менять не стали - его посадили на тяжелый восьмиосный «проходимец» МЗКТ-7930. Точно на таком же установлен ввергающий весь западный мир в истерику тактический ракетный комплекс «Искандер».
Грамотно выстроенная механизация трансмиссии с ее редукторами, раздаточными коробками, плюс высокий клиренс не дадут «заряженному» «Балу» сесть на ось в вязкой глине, песке или снеге. Речушка глубиной в метр тоже не особенная проблема для «Бала» - такую проскочит с ходу.
А вот «звездно-полосатый» «Гарпун» в дорогах не нуждается. Его главная стихия - море и воздух: «Harpoon» отлично работает по целям прямо с корабля или с подвеса ударного самолета.
Еще на старте производства «Гарпунов» специально для надводных кораблей и катеров была создана установка из четырех углепластиковых пусковых контейнеров. Ресурс, правда, небольшой - всего 15 пусков.
Авиационный вариант ракет «Harpoon» совместим с большинством боевых самолетов НАТО. Классика жанра - противолодочный турбовинтовой Lockheed P-3 Orion или реактивный Boeing P-8 Poseidon.
Что касается наземных пусковых установок под ракету «Гарпун», то они теоретически есть. Для транспортно-пусковых установок могут быть использованы самые разные автомобили. Чаще всего это тот же Steyr, что несет реактивный комплекс М142 HIMARS, но по факту ни одной такой пусковой установки ни в армии США, ни в странах НАТО уже не встретить.
Но все-таки установки для пуска, где бы они ни размещались, играют важную, но далеко не основную роль. Главное слово за тем, что спрятано внутри пусковых контейнеров.
Именем небесного властелина
Любой береговой или противолодочный ракетный комплекс всегда «крутится» вокруг ракеты - так в свое время появилась С-2 «Сопка» со своей ракетой-самолетом. Точно также и «Бал» создан под крылатый боеприпас Х-35 «Уран».
А что на деле представляет собой ракета, названная именем бога небосвода? Х-35 «Уран» - это 670-килограммовая дозвуковая маловысотная ракета, в четырехметровом корпусе которой скрывается осколочно-фугасная «начинка», способная «развалить» любой корабль водоизмещением до 5.000 тонн.
Ночь, сложные метеоусловия и даже радиоэлектронное подавление не способны остановить крылатую ракету имени небесного властелина. Ракетные, торпедные или классические артиллерийские катера, а также морские транспорты гарантированно уйдут ко дну.
Впрочем, даже далеко не малыш - эскадренный миноносец рискует пойти ко дну, если попадет под залп огненного «Бала». Десантные посудины - особенно в зоне риска.
«Работает» Х-35 «Уран» по цели не топорным ударом в лоб, а с некоторой хитрецой. После пуска из комплекса срабатывает твердотопливный ускоритель. Дальше включается турбореактивный двигатель, высота начинает падать до 10-15 метров, а потом и вовсе до пары метров над водной гладью. Полет на такой высоте Х-35 «Уран» практически незаметен корабельными ПВО противника.
Дальность удара стандартной ракетой «Уран» Х-35 - до 120 километров. В двухтысячных стала доступна новая модификация «Урана», которая дает возможность дотянуться до цели в 260 км.
Еще один плюс «Бала»: кроме залпа восьми ракет, он может делать одиночный выстрел или бить, как говорят артиллеристы, с «оттяжкой» - выпускать одну ракету вслед за другой через небольшие равные промежутки времени. Такая опция позволит избежать ситуации, когда цель небольшая, а ты залпом бьешь «по воробьям». Это и боеприпасы экономит, и уменьшает риск «засветиться».
Всего одна пусковая установка обеспечена боекомплектом в 32 ракеты. Этого вполне хватит, чтобы с одного залпа сорвать замысел целой надводной группировки, а если устроить быструю перезарядку, то можно уже через 30-40 минут устроить повторный удар.
Кстати, ракета именем бога доступна не только для «Бала». Как и американский собрат «Гарпун», Х-35 «Уран» отлично подвешивается к ТУ-142, Су-24, Су-30, Су-35С и даже МиГ-29. Ударные вертолеты типа Ка-27, Ка-28 и «Катраны» Ка-52К тоже легко несут пару «Уранов», плюс корабельный вариант.
Американский сплав «ума» и скорости
Американская RGM-84 «Harpoon» - настоящая ракета-ветеран. Запечатанные в четырехкамерные установки на корабли, наземную и воздушную технику, она бороздит пространства с 1977 года. В классическом варианте ракеты в 4,5-метровом корпусе заключен ударно-проникающий осколочный фугас массой в 221 кг. Это меньше, чем у российского собрата, но и этого вполне достаточно, чтобы пустить «карманный» эсминец, катер или транспорт на корм рыбам.
«Гарпун» ведет к цели турбореактивный двигатель Teledyne CAE J402, который дает уверенный ход до 850 км/ч на высоте до 900 метров.
RGM-84 «Harpoon» тоже не примитивный противокорабельный молоток. Как и у российского «Урана», ракета устремляется к цели на сверхмалой высоте. После заданного оператором времени включается активный поиск цели в 45-градусном секторе. Максимальная дальность обнаружения - до 40 километров.
Как только жертва «Гарпуна» определена, начинается самое интересное: ракета в зависимости от цели бьет либо прямо в борт, либо делает маневр «горка» - поднимается на полтора километра и пикирует на цель. Но такая атака рискует закончиться «пшиком» - «Гарпун» слишком уязвим для ПВО.
Впрочем, RGM-84 «Harpoon» и без этих «американских горок» вполне смертоносен - он легко топил все, что могло плавать и ходить по морю во время войн в Персидском заливе.
Однако появление берегового ракетного комплекса «Бал» на активном дежурстве в 2014 году мгновенно задвинул грозу ближневосточных морей «Гарпун» на второй план. Дальность модернизированной российской ракеты Х-35 «Уран» ставит ВМФ США в том же Черноморском регионе в ситуацию опаснейшей незащищенности. Проблема оказалась настолько острой, что серьезно переполошила «ястребов» Пентагона: с их подачи концерн Боинг уже в 2015-м представил прототип модернизированного «Гарпуна» - RGM-84N «Harpoon» Block II+.
В «зализанный» для лучшей аэродинамики корпус новенького «Гарпуна» затолкали целый ворох нововведений. Это и новое поколение навигации по GPS, и система ложных целей, и принцип многовекторной атаки, когда сразу несколько «Гарпунов» с разных направлений бьют в цель, однако дальность добить до российского конкурента так и не получилось - 220 км так и остается потолком. Да и на вооружение он пока так и не принят.
Справедливости ради скажем, что есть ракеты «Гарпун» версии SLAM - они специально разработаны для увеличенного радиуса действия. Однако из-за чудовищной дороговизны их пока катастрофически мало.
Заявка на господство
Объявленная Пентагоном еще в 2008 году большая модернизация «Гарпунов» длится до сих пор. Согласно программе, под инженерный нож уже легли сотни ракет. Из них 800 - только для наземных комплексов. Тем самым «ястребы» признают - обычным RGM-84 «Harpoon» с нынешним вызовом времени уже не совладать, но даже новая «начинка» в RGM-84N Harpoon Block II+ не получилась панацеей. Да и дороговизна одной единицы стала просто угрожающей - больше 700 тысяч долларов.
А российская Х-35 оказалась мало того, что втрое дешевле, так еще легче и дальнобойнее. Плюс быстрое средство доставки в виде минского «проходимца» МЗКТ-7930.
Таким образом, береговой ракетный комплекс «Бал» с его мобильностью, огневой мощью и скоростью развертывания стал настоящим ракетным «молотом» на российских приморских берегах.
Некоторые острословы говорят: «Бал» как минимум лет десять править будет балом. И никаким, даже самым модифицированным, RGM-84 «Harpoon» до него пока не допрыгнуть.