Появится ли в Европе своя тюрьма Гуантанамо?
Президент США Дональд Трамп, используя, как всегда, Twitter-дипломатию, предложил европейским союзникам забрать 800 боевиков ИГ* с паспортами стран Евросоюза, которых американцы захватили в ходе операций в Сирии и Ираке. Еще примерно 1.300 джихадистов, прибывших из стран ЕС, находятся в плену у курдов. Содержать их накладно и небезопасно.
«Халифат вскоре падет. В противном случае, не произойдет ничего хорошего - нам придется отпустить их на свободу», - написал Трамп. По его словам, Вашингтону не хотелось бы, чтобы игиловцы** наводнили Европу.
Сирийские курды, в свою очередь, призвали ООН учредить международные спецтрибуналы в Сирии для проведения процессов над плененными боевиками, так как европейские страны никак не отреагировали на требование принять обратно своих граждан, а на территории сирийского Курдистана отсутствуют возможности для их юридического преследования.
Существует еще одна - более сложная и масштабная проблема: речь идет о женах и детях захваченных или уничтоженных джихадистов. Члены их семей сейчас находятся в специальных лагерях и требуют вернуть их в те страны, откуда они приехали в «халифат».
Давайте по порядку
Находящихся в плену боевиков необходимо сначала проверить на предмет их гражданства - мало ли что утверждают эти люди...
Европейские страны в свое время дружно разорвали дипломатические отношения с Сирией, поэтому у них нет сейчас никаких консульских возможностей.
Касательно тех, кто оказался в плену у американцев, все более или менее ясно: придется поверить спецам из Пентагона и ЦРУ на слово. А вот с теми, кто находится под контролем курдов, возникнет много сложностей. Единственный предлагаемый пока вариант - использовать дипломатические возможности Турции, хотя та, мягко говоря, с курдами и не дружит.
В случае, если джихадистов все же доставят в те страны, откуда они приехали в «халифат», возникнут юридические проблемы. Как, например, без свидетельской базы доказать их причастность к конкретным преступлениям? В этом случае все, что им удастся предъявить, это принадлежность к ИГ*. Идейные, не раскаявшиеся боевики, возможно, и получат символические, несообразные тяжести совершенных ими злодеяний, сроки, а затем выйдут из комфортабельных тюрем, чтобы продолжить творить свое зло.
«Львицы» и «львята "халифата"»
Что касается членов семей джихадистов, то, с точки зрения террористической угрозы, как считают европейские эксперты, это - бомба замедленного действия.
Кстати, практически все жены боевиков, имеющие европейские паспорта, заявляют, что их привезли в Сирию и Ирак, а затем выдали замуж насильно. Были, конечно, и такие случаи, но не в массовом порядке. Так их, надо полагать, научили говорить идеологические наставники, чтобы облегчить возвращение на родину.
В 2018 году Международный центр исследования радикализации (ICSR) опубликовал доклад, посвященный этому вопросу. В нем говорится, что роль женщин в рядах террористов недооценена: «Мы считаем, что они могут представлять угрозу - некоторые из них прошли определенную подготовку на подконтрольной ИГ* территории и могут применить свои навыки в других местах или передавать их детям». Представьте себе целую армию потенциальных «черных вдов»-смертниц, наводнивших Старый Свет... Никому мало не покажется.
В том же докладе уделено внимание «львятам "халифата"». Особо подчеркивается, что дети в ИГ* с раннего возраста подвергаются идеологической обработке и проходят боевые тренировки. Этот опыт вместе со статусом ребенка, рожденного в «халифате», может в дальнейшем привести к изоляции и радикализации возвращенных детей. Это, как считают авторы исследования, особенно вероятно, если родина примет их вместе с матерями. Отдельно освещается такой феномен, как «семейные террористические ячейки».
Еврогуантанамо
Теперь поговорим о том, как можно было бы разрулить эту сложную ситуацию. Первое, о чем начали говорить европейские эксперты, - это создание одного или нескольких фильтрационных лагерей на территории Евросоюза, куда могут быть перемещены боевики с европейскими паспортами. Или даже спецобъектов, напоминающих печально известные «секретные тюрьмы ЦРУ», куда после событий 9/11 в Нью-Йорке доставляли и где подвергали пыткам террористов из «Аль-Каиды» (террористическая организация, запрещенная в России, - ред.). Тем более что определенные наработки в этом плане в некоторых странах ЕС имеются. В рамках спецпрограммы ЦРУ, как утверждают западные СМИ, использовались, в частности, секретные изоляторы «Старе-Кейкуты» в Польше, «фиолетовой» тюрьмы в Литве, а также изолятор в окрестностях Бухареста в Румынии.
Но, судя по всему, дело до создания европейской «Гуантанамо» все же не дойдет. И проблема тут, скорее, не в либеральных подходах Брюсселя, а в ставшей уже традиционной «страусиной позиции» - желании уклониться от проблем и спрятать голову в песок.
Евросоюз не очень жаждет возвращения своих «блудных сынов» от ИГ*
Еврокомиссар по вопросам безопасности Джулиан Кинг заявил, что Евросоюз не намерен вмешиваться в дебаты о возможном возвращении в Европу плененных боевиков. «Окончательное решение находится в сфере ответственности соответствующих государств - членов ЕС», - добавил он. И многозначительно подытожил, что с целью воспрепятствования тайному возвращению экс-боевиков ИГ* необходима усиленная охрана внешних границ содружества. Но это - совсем другая «песня»...
Как же отреагировали ведущие страны Евросоюза на пожелание Трампа?
Франция и Великобритания отказались возвращать в Европу своих граждан, подозреваемых в связях с ИГ*. В Париже и Лондоне отметили, что джихадисты должны быть преданы суду там, «где они совершили преступления».
В конце прошлого года власти Франции объявили, что готовы принять примерно 150 детей из курдских лагерей. Как было заявлено, «несовершеннолетних необходимо вызволить из убогих палаток, спасти от болезней и отдать на обучение в государственные школы». Но при одном условии: если их матери, имеющие французские паспорта, останутся в Сирии, и решать их судьбу будет курдское, а не французское правосудие.
Глава МИД Германии Хайко Маас отметил, что репатриация джихадистов может оказаться делом «чрезвычайно сложным», так как сирийские власти не предоставляют другим странам информацию, необходимую для того, чтобы провести расследование в отношении подозреваемых. Теоретически Берлин готов принять пленных боевиков, но только в том случае, если немецкие дипломаты проведут предварительно обстоятельную консульскую проверку. Если удастся установить, что конкретное лицо действительно является гражданином ФРГ, то этот вопрос может быть рассмотрен в положительном ключе. Однако при этом боевик должен немедленно предстать перед немецким судом. Если же человек обладает только немецким видом на жительство, то в Германию ему дороги нет.
…И в заключение несколько слов о российском подходе. Плененным боевикам ИГ*, приехавшим в «халифат» с наших просторов, лучше молиться, чтобы их не депортировали на родину, - здесь их ждет суровая кара. О возвращении домой просят около семи тысяч россиянок, у большинства из которых несколько детей. В Дагестане прибывших женщин, как правило, задерживают прямо в аэропорту.
А вот уроженки Чечни остаются на свободе под присмотром семьи и спецслужб. Они, дескать, раскаялись и готовы понести наказание, а их рассказы о нелегкой жизни в ИГ* помогут профилактике терроризма.
Заметную роль в этом вопросе играет глава Чечни Рамзан Кадыров. Он последовательно отстаивает позицию, что детей необходимо возвращать в Россию вместе с матерями.
*ИГ - террористическая организация, запрещенная в России.
**игиловцы - бойцы террористической организации, запрещенной в РФ.