Премьерство Терезы Мэй в руках у брюссельских чиновников.

Как Лондон угодил в капкан Брюсселя

Складывается абсолютно беспрецедентная ситуация, когда территориальная целостность Великобритании, удержание ее от экономического кризиса, присутствие партии Тори у власти, сохранение премьерства Терезой Мэй оказались в руках у брюссельских чиновников
05 февраля 2019, 11:11
Реклама
Как Лондон угодил в капкан  Брюсселя
© number10.gov.uk
Премьерство Терезы Мэй в руках у брюссельских чиновников.
Читайте нас на: 

На днях газета Sunday Telegraph проинформировала, что премьер-министр Великобритании Тереза Мэй все еще надеется добиться некритичных для Лондона новых договоренностей с ЕС по Brexit.

«Когда я вернусь в Брюссель, я буду бороться за Великобританию и Северную Ирландию. Я буду вооружена новым мандатом, новыми идеями и новой решимостью договориться о прагматичном решении, что позволит тот Brexit, за который проголосовал британский народ, и который одновременно обеспечит отсутствие жесткой границы между Северной Ирландией и Республикой Ирландия», - заявила Т. Мэй.

Лидеры ЕС и Лондон одобрили соглашение по Brexit 25 ноября 2018 года. Согласно тем договоренностям, Европейский совет постановил обеспечить вступление договора по Brexit в силу 29 марта 2019 года. Переходный период должен был после заключения сделки продлиться до конца 2020 года. Позже его можно было бы пролонгировать всего один раз. В течение этого времени Великобритания должна была выполнять все обязанности страны - участницы ЕС и соблюдать все нормы европейского рынка, однако лишиться права участвовать в принятии решений в Евросоюзе. Кроме того, в переходный период Лондон обязался выплачивать взнос в бюджет Евросоюза в размере около 13 млрд фунтов (16,65 млрд долларов) в год.

В связи с соглашением от 25 ноября о выходе из ЕС Соединенное Королевство уступало позиции в давнем споре с Испанией по Гибралтару - Лондон уже не смог бы решать принципиальные вопросу по полуострову без согласования с Мадридом. На самом британском Гибралтаре не желают жить без традиционных испанских преференций, поскольку это может расшатать финансово-экономическую жизнь региона.

Пока граница между Ирландией и Северной Ирландией открыта.
© flickr.com
Пока граница между Ирландией и Северной Ирландией открыта.

В сущности главный вопрос о границе между входящей в ЕС Ирландией и выходящей из него в составе Великобритании Северной Ирландией так и остался бы нерешенным, согласно соглашению от 25 ноября. Стороны договорились определить это только до 1 июля 2020 года, то есть в период, когда Великобритания уже будет вне Евросоюза.

После того, как 29 января 2019 года голосование в палате общин британского парламента поддержало запрет Brexit без соглашения с Брюсселем. После того, как та же палата 5 января 2019 года отвергла 432 голосами против 202 предложенное премьер-министром Великобритании соглашение с ЕС от 25 ноября 2018 года об условиях Brexit, кризис по выходу Лондона из ЕС перешел в новую фазу.

Выход Британии из Евросоюза вообще без соглашения с Евросоюзом («жесткий Brexit») был как минимум рискован новым референдумом в Шотландии, последовательно не желающей расставаться с Евросоюзом, о ее государственной независимости с непредсказуемым исходом.

Отказ же Лондона от Brexit теперь был бы равносилен краху политической карьеры Терезы Мэй, цейтноту и утрате доверия правящей партией консерваторов, приходу к власти лейбористов, которым будет трудно сдерживать сепаратистские настроения в Северной Ирландии. Для нынешнего премьера страны даже худой Brexit - лучше отказа от него.

При этом палата общин проголосовала против поправки о переносе даты Brexit с 29 марта на конец текущего года, а также отказалась от рассмотрения в ближайшие два месяца альтернативных вариантов Brexit. Все это означает, что сегодня у Мэй нет иного выхода, кроме инициирования новых срочных переговоров с Брюсселем, при том, что парламент Великобритании требует выйти из ЕС уже 29 марта 2019 года, но с новым соглашением. И эта задача - крайне трудновыполнимая.

Палата общин проголосовала против поправки о переносе даты Brexit.
© parliament.uk
Палата общин проголосовала против поправки о переносе даты Brexit.

Некоторые европейские политики готовы предложить отодвинуть сроки выхода Великобритании из состава ЕС на вторую половину 2019 года или даже на 2020 год, чтобы, как сообщают Bloomberg и The Times, минимизировать риск разрыва без сделки, а тем самым создать возможность для возобновления переговоров с Великобританией по выходу из Евросоюза, но на условиях Брюсселя, а не британского парламента, надеясь на то, что при таком раскладе Лондон не покинет объединение без соглашения.

Однако, по данным Bloomberg, отчетливо звучат голоса тех, кто считает, что необходимо остановиться на изначальной дате выхода Великобритании - 29 марта или сдвинуть срок не более чем на несколько недель, что чревато уходом Лондона без какого бы то ни было соглашения, несмотря на решение по этому поводу британской палаты общин.

Во всяком случае послы стран Евросоюза уже поспешили согласовать введение безвизового режима для британцев после выхода Соединенного Королевства из ЕС. В соответствующем документе Совета Евросоюза отмечается: «Послы ЕС сегодня решили, что после Brexit гражданам Великобритании, прибывающим в Шенгенскую зону на короткое время, должны быть предоставлены безвизовые поездки».

Подчеркнуто, что безвизовый режим должен быть взаимный. Кстати, до того правительство Великобритании заявило, что не собирается после ухода из ЕС требовать от граждан Евросоюза визу при их краткосрочном пребывании в Королевстве.

Безвизовый режим должен быть взаимный.
© flickr.com
Безвизовый режим должен быть взаимный.

Еще в середине декабря прошлого года, когда перспектива провала сделки по Brexit в парламенте заставила Мэй отложить голосование, Европейский союз отказался возобновлять переговоры по поводу условий выхода Великобритании из состава Евросоюза. Однако представители ЕС дали гарантии британскому премьеру о продолжении переговоров - уже только после выхода страны из Евросоюза. При этом, например, премьер-министр Нидерландов Марк Рютте прямо заявил, что договоренности по Brexit, достигнутые 25 ноября, больше не подлежат пересмотру в ЕС.

Таким образом Лондон угодил к Брюсселю в капкан. В свое время британский экс-премьер Дэвид Кэмерон и правое крыло консерваторов, организовав референдум по Brexit, были намерены самим фактом голосования вынудить руководство ЕС на некоторые уступки. Однако на выходе (а точнее, при выходе) все получается даже больше, чем наоборот.

Пойдя на соглашения с ЕС 25 ноября прошлого года, Лондон дал унизительную отступную по ряду вопросов, а главное - по североирландской теме. Отвергнув решением своего парламента это соглашение, а следом и разрыв с ЕС без соглашения, Лондон вынужден сегодня настоятельно просить Брюссель о новых переговорах.

Складывается абсолютно беспрецедентная ситуация, когда территориальная целостность Великобритании, удержание ее от экономического кризиса, присутствие партии Тори у власти, сохранение премьерства Терезой Мэй - все это в конце концов оказалось в руках у брюссельских чиновников.

И Мэй остается молиться о том, чтобы переговоры с ними в самом ближайшем будущем состоялись, да еще и все-таки закончились чем-нибудь приемлемым для британской стороны.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Реклама
ВЫСКАЗАТЬСЯ Комментарии
Реклама