Радиоактивный пепел имени Трампа стучится в сердца европейцев
На встрече 2 февраля с главой МИД Сергеем Лавровым и министром обороны Сергеем Шойгу российский президент Владимир Путин заявил, что и наш «технический» ответ на выход США из ДРСМД будет зеркальным: как только в Европе появятся американские ракеты средней или меньшей дальности, на них тотчас будут нацелены «Калибры», переоборудованные из морского в наземный вариант. И не только «Калибры» - не исключено, что к этому времени подоспеют и гиперзвуковые ракеты средней дальности. Например, «приземленная» (то есть переделанная в сухопутный вариант) противокорабельная ракета «Циркон», летящая к цели со скоростью до 8 Махов.
А теперь вопрос на засыпку: сколько времени на раздумье осталось у Вашингтона?
После появления в румынском Девеселу европейского компонента глобальной американской ПРО, в которой, как известно, реализована и ударная функция (то есть по факту - это система двойного назначения), можно сказать, что нисколько, что ради своей безопасности Россия уже сейчас имеет полное право на симметричный ответ.
После заявления американцев о выходе из Договора о ракетах средней и меньшей дальности - тем более.
Напомним, что в боевой строй американский комплекс ПРО Aegis Ashore в Румынии был введен в мае 2015 года, а уже в августе США начали перемещать в Девеселу ядерное оружие с базы Инджирлик в Турции. И этот примечательный факт еще раз свидетельствует: противоракетная функция отнюдь не главное предназначение объекта американской ПРО, появившегося на румынской территории.
Не выдерживает критики и американская старая песня о главном, будто противоракетная система США в Европе «заточена» против баллистических ракет стран-изгоев типа Северной Кореи и Ирана, это аргумент - исключительно для тех, кто страдает пространственной идиотией или совсем не дружит с географией. К тому же потолок противоракеты Standard SM-3 Block IB, встроенной в систему Aegis Ashor, не превышает 250 километров, поэтому они вряд ли дотянутся до боевых блоков, атакующих Европу.
А вот универсальные пусковые установки Mk 41 конструктивно устроены так, что могут быть использованы и для применения стратегических крылатых ракет Tomahawk с дальностью стрельбы в 2,5 тыс. километров.
При этом надо отметить, что «заряжали» комплекс своей ПРО в Девеселу американцы под покровом ночи, и что там стоит в универсальных пусковых контейнерах Mk 41 - противоракеты Standard SM-3 Block IB или ударные КР - Tomahawk, известно одному богу и Пентагону, который транспарентностью не страдает.
Поэтому Москва highly likely - с высокой степенью вероятности, вправе считать, что на Россию де-факто уже нацелены 24 крылатые ракеты средней дальности с ядерными боевыми частями.
Еще столько же появятся в Польше, когда будет сдан под ключ очередной объект так называемой американской ПРО.
Казалось бы, если опасения России не имеют под собой никаких оснований, докажите!
А заодно объясните, как понимать решение Конгресса США, принятое в ноябре 2017 года, о выделении Пентагону 58 миллионов долларов с целевым назначением - «На разработку наземной ракеты средней дальности»?
Одновременно хотелось бы узнать, как эта «щедрость» увязана с расширением производственных мощностей для создания ракет средней и меньшей дальности на предприятии военно-промышленной корпорации Raytheon в городе Тусон (штат Аризона)?
По данным Минобороны РФ, за последних два года площадь завода увеличилась на 44% - с 55 до 79 тысяч квадратных метров, а численность сотрудников - почти на две тысячи человек. Стало быть, решение о выходе из ДРСМД было принято давно, а весь этот ажиотаж вокруг российской ракеты 9М729 - дипломатическая пыль в глаза, чтобы переложить ответственность с больной головы на здоровую. При этом министр иностранных дел РФ Сергей Лавров уточнил, что никаких доказательств, будто 9М729 «Новатор» была испытана на запрещенное соглашением расстояние, США так и не привели - военная тайна, дескать...
На самом деле американцы положили под сукно ДРСМД еще раньше - в 2007 году, когда президент Джордж Буш объявил о начале строительства системы ПРО с целью «защитить европейских членов НАТО от возможной ракетной атаки со стороны стран Ближнего и Среднего Востока».
Уже тогда, подразумевая неладное, Москва предложила создать совместную систему европейской противоракетной обороны. Однако Вашингтон и Брюссель категорически заявили, что это невозможно по техническим причинам: стандарты не те, элементная база несовместима...
В общем, дружно стали валять дурака, и теперь понятно, по какой причине.
Причем европейские лидеры усердствовали в этом спектакле ничуть не меньше своих американских партнеров, видимо, полагая, что, обложив Россию американскими ракетами со всех сторон, с ней можно будет разговаривать, как с подконтрольной территорией. Особенно отметился нынешний генсек НАТО Йенс Столтенберг, который проталкивал американскую ударную мощь в Европу буквально хоть тушкой, хоть чучелом. Все не верилось, хотя и его предупреждали, что за Москвой - не заржавеет.
Поэтому возникает сильное подозрение, что Европа, через которую смерчем прокатились две чудовищные мировые войны, к сожалению, оказалась территорией невыученных уроков, что сильна она исключительно задним умом. В результате Америка опять в стороне - за океаном, а Европейский континент автоматически превратился в потенциальный театр военных действий.
Вот и глава европейской дипломатии Федерика Могерини, когда Москва в ответ Вашингтону приостановила свое участие в ДРСМД, вдруг прозрела и заявила, что Европа «не хочет снова оказаться местом, где сверхдержавы сталкиваются друг с другом», что для Евросоюза «было бы очень важно увидеть полное соблюдение договора и его сохранение».
Курирующие внешнюю политику член Христианско-демократического союза (ХДС) Родерих Кизеветтер и Рольф Мютцених из Социал-демократической партии Германии (СДПГ) тоже, по всей видимости, не в восторге от варианта, когда Европа может исчезнуть с глобуса. В общем, и они прозрели и предложили: пусть Россия переместит свои ракеты типа 9М729 за Уральские горы, а США в ответ позволят Москве проинспектировать ракеты-перехватчики в Румынии. Прежде, насколько помнится, предложения были другими: уничтожить ракету 9М729 без всяких предварительных условий, как того требуют американцы, а речи о том, чтобы открыть контейнеры Mk 41 и показать, что там внутри, вообще не шло.
Складывается впечатление, что коллективный Запад не был готов к решению Москвы приостановить свое участие в ДРСМД, что до последнего момента был расчет на то, что Кремль нагнется и в ответ на вашингтонский ультиматум снова выдвинет очередные мирные инициативы, например, покажет 9М729 в разрезе или опубликует конструкторскую документацию.
Но время односторонней дипломатии, как заявил Владимир Путин, прошло. И Запад упустил возможность воспользоваться этим шансом.
А тут выясняется, что на самом деле Дональд Трамп вовсе не против ДРСМД, что он просто хочет его расширить, усадив за стол переговоров Китай и другие страны, которые ведут разработку ракет средней и меньшей дальности. «Я надеюсь на то, что мы сумеем собрать всех в большом и красивом зале для заключения нового договора. Этот договор будет намного лучше. И я хотел бы это увидеть», - заявил американский президент.
Нетрудно догадаться, как к перспективе договориться с американцами в рамках нового соглашения по РСМД отнесутся в Тегеране, особенно после того, как США в одно касание вышли из «ядерной сделки», которая прорабатывалась годами? Да и у Пекина нет больших оснований доверять Трампу.
Европе, которая по факту стала заложницей американской политики и балансирует на грани существования, впрочем, тоже. Особенно, когда радиоактивный пепел имени Трампа буквально стучится в сердца европейцев...
Возможно ли присутствие России в «большом и красивом зале», о котором размечтался Дональд Трамп? Пока в Европе стоит американская система ПРО Aegis Ashor, это вряд ли. Сначала контроль, потом - доверие.