А priori Петр Порошенко не может победить на выборах честно
Люди идут на украинские президентские выборы по разным причинам. Кто-то собирает деньги (добровольные пожертвования), а потом снимается (зачастую тоже за деньги). Кто-то идет, от имени партии, потому, что политические партии обязаны участвовать в выборах, иначе они теряют регистрацию. Кого-то выдвигают техническим кандидатом, чтобы оттягивать голоса у оппонента. Тем не менее в каждых выборах участвует от двух и более человек, которые реально претендуют на высший пост в стране и выстраивают свои избирательные стратегии не из расчета заработать на выборах, а в надежде на победу.
Делающий все, чтобы не избраться, но быть избранным
Безусловно, Петр Порошенко один из тех кандидатов на украинских президентских выборах, которые сражаются за победу. Более того, он, наряду с Юлией Владимировной Тимошенко один из двух кандидатов, для которых победа является жизненной необходимостью. Проигрыш означает потерю активов, тюрьму, а возможно и физическое уничтожение. Следовательно, его избирательные стратегии рассчитываются и выстраиваются таким образом, чтобы с наибольшей степенью вероятности обеспечить Петру Алексеевичу переизбрание на второй срок.
Однако первый поверхностный анализ этих стратегий должен привести нас к диаметрально противоположному выводу. Порошенко производит впечатление человека, делающего все, чтобы не избраться.
Он прекрасно знает, что его рейтинг упал к декабрю месяцу 2018 года примерно до 5%. Последующие исследования украинских социологов показывали такие резкие скачки рейтингов кандидатов вверх и вниз, а также настолько произвольно расставляли первую пятерку, что не могут приниматься во внимание. Сами украинские политики уже не верят даже закрытым исследованиям, причем не только заказанным собственным штабами, но и тем, результаты которых удалось похитить из штабов конкурентов.
Падение рейтинга Порошенко было обусловлено его политикой. Во-первых, он не сумел остановить гражданский конфликт. Более того, в придачу к войне в Донбассе возникла опасность столкновения олигархических группировок на подконтрольной Киеву территории Украины. Во-вторых, продолжилось, причем опережающим темпом, обнищание народа. При этом, главную причину нищеты народ видит в гражданской войне, а главную причину войны в нежелании договариваться с Донбассом и дальнейшем наступлении на права русских граждан Украины.
Порошенко выдвигает, в качестве предвыборного, лозунг: «Армия, язык, вера», демонстрируя избирателям, что собирается не только продолжить политику, направленную на раскол страны, но и усугубить ее религиозным конфликтом. В дальнейшем вопрос создания автокефальной церкви и получения томоса от Константинопольского патриарха становится на два месяца основной темой его избирательной кампании.
В результате, даже в заказанных его штабом рейтингах, Порошенко не поднимается выше третьего-четвертого места с весьма скромным рейтингом. Только в одном исследовании, совсем не дорожащие своей репутацией люди, вывели его на второе место. Но для поддержания этой иллюзии до дня выборов надо регулярно платить. А ведь конкуренты сделают социологам альтернативное предложение, и цены на рейтинг резко вырастут.
Тем не менее менять предвыборную риторику П.Порошенко не собирается.
Ставка на фальсификацию
Некоторые наблюдатели воодушевились его заявлением о необходимости достичь с Россией «холодного мира», предположив, что Порошенко признал необходимость договариваться с Кремлем, но Петр Алексеевич несколькими днями позже сообщил, что готовит очередной прорыв через Керченский пролив, в котором примут участие добровольцы в сопровождении наблюдателей ОБСЕ. То есть тема провокаций остается актуальной, смягчать позицию Порошенко не собирается.
Это значит, что Порошенко (как, впрочем, и его основные конкуренты) не собирается выигрывать выборы, за счет привлечения голосов избирателей, но планирует получить нужный результат при помощи контроля подсчета голосов участковыми и территориальными избирательными комиссиями (ТИК). Именно на этом этапе, до оформления протоколов ТИК происходят основные фальсификации.
Центризбирком может затянуть объявление победителя, может даже найти повод, чтобы объявить выборы несостоявшимися или нарушения слишком массовыми, чтобы можно было установить точный результат волеизъявления народа, но изменить соотношение голосов он может, только если решит пересчитать их вручную. Но в случае ручного пересчета количество голосов за Порошенко катастрофически уменьшится, так что Порошенко надо решать все на стадии ТИКов.
В принципе он обладает достаточным административным и силовым ресурсом, чтобы нарисовать себе выход во второй тур и там побороться с Тимошенко за победу. У Юлии Владимировны тоже достаточный ресурс, позволяющий контролировать массу ТИКов, так что борьба за подсчет будет упорной.
Таким образом, можем прийти к выводу, что имитация нормального избирательного процесса и борьбы за голоса необходима кандидатам-фаворитам (к числу которых принадлежит Порошенко) исключительно для легализации фальсификаций.
Казус Медведчука
Еще одним доказательством ставки не на победу, а на фальсификацию является казус Медведчука. Резкая реакция порошенковской команды, приведшая к тому, что генпрокуратура Украины завела против Медведчука уголовное дело по обвинению в измене родине и сепаратизме, была вызвана совершенно безобидным предложением в качестве компромисса, ведущего к миру, дать Донбассу самую широкую автономию, вплоть до права формировать собственные органы власти, для чего внести изменения в действующую Конституцию.
Порошенко сам собирается менять Конституцию, чтобы записать в нее в качестве цели Украины вступление в НАТО. Это не помешало обвинить Медведчука в измене. Причем быстрота реакции свидетельствует о том, что в штабе Порошенко сильно всполошились.
Чего же там испугались?
Дело в том, что заявление Медведчука содержит едва ли не первое конкретное предложение о том, как именно закончить гражданскую войну в сжатые сроки. Потому, что закончить-то обещают все кандидаты, но как не говорят. Это предложение вряд ли окажется приемлемым для Донбасса, но оно может открыть пространство для прямого диалога с ним. То есть Медведчук, а значит и Бойко, которого как раз на съезде, на котором выступал Медведчук, решила поддержать в качестве кандидата в президенты «Оппозиционная платформа - За жизнь!» обращаются непосредственно к электорату Юго-Востока.
До сих пор этого не сделал ни один кандидат. Избиратели Юго-Востока выключены из избирательной кампании. Их интересы никто не представляет. Если они воспримут тандем Бойко-Медведчук, как политиков готовых отстаивать их интересы, президентский рейтинг Бойко (реальный рейтинг) может вырасти в 2,5-3 раза. Это разрушит всю схему выборов, однозначно выбросив Порошенко за пределы второго тура.
Силовой ресурс уже мобилизован
Одновременно бороться на участках против Тимошенко и кандидата от разбуженного Юго-Востока Порошенко не может. Если в такой ситуации он все же пойдет на фальсификацию результатов, Тимошенко и Бойко могут объявить выборы нечестными уже после первого тура и апеллировать к Западу, который дал ясно понять, что ему все равно, кто будет президентом, но выборы должны хотя бы с виду быть честными и не должно быть скандалов. С другой стороны, если он не пойдет на массовую фальсификацию, то просто не пройдет во второй тур, в то время как ему необходима только победа.
Понятно, что Порошенко должен не позволить событиям развиваться по сценарию активного задействования Юго-Востока в выборах. Поэтому даже робкую попытку Медведчука апеллировать к интересам Юго-Востока решено было сразу же жестко подавить.
Посмотрим, конечно, насколько это подавление получится и не попытается ли команда Бойко/Медведчука в такой ситуации более активно разыграть карту Юго-Востока. Один факт, однако, остается непреложным - Порошенко не может победить на выборах честно и не собирается проводить честные выборы. Отсекая других кандидатов, он будет бороться за победу только с Тимошенко и только с опорой на административный и силовой ресурс. Если эту стратегию Порошенко не удастся в ближайшие недели сломать, то борьба не закончится во втором туре выборов, объявлением победителя. По итогам выборов силовое противостояние сохранится и может даже усилиться. Никто из кандидатов, делающих ставку на фальсификации не готов проиграть. А силовой ресурс уже мобилизован обоими.