FCAS: Германия и Франция создадут истребитель с претензией на шестое поколение
Германия и Франция дали старт амбициозному проекту - совместной разработке перспективного истребителя с претензией на шестое поколение. Проект получил обозначение FCAS (Future Combat Air System - «Воздушная боевая система будущего»).
Две влиятельные в военных кругах дамы - министр обороны ФРГ Урсула фон дер Ляйен и ее французская коллега Флоранс Парли - приняли участие в открытии нового завода французского производителя авиадвигателей Safran в Женвилье (пригород Парижа). После церемонии в их присутствии главы Safran и немецкой компании MTU Aero Engines подписали меморандум о взаимопонимании по созданию совместного предприятия по разработке и обслуживанию двигателя для «истребителя нового поколения» (New generation fighter, NGF).
Сам проект будут осуществлять европейская корпорация Airbus Defense and Space (основное производство находится в Мюнхене) и французский концерн Dassault Aviation. Первичный контракт рассчитан на два года, в его рамках французским компаниям поручено создать концепцию основных элементов комплекса FCAS в виде «истребителя нового поколения», беспилотных летательных аппаратов («удаленных носителей»), оценить операционную и техническую эффективность программы, а также ее общую выполнимость. По замыслу, истребитель должен начать поступать в войска к 2040 году. Как сообщили французские военные, на NGF уже есть первые заказы на 65 млн долларов.
У FCAS - непростая судьба
Первоначально это был проект Франции и Великобритании. В ноябре 2016 года соответствующее соглашение подписали Dassault Aviation и британский концерн BAE Systems, которые брали на себя разработку планера и ряда систем, а также ответственность за координацию. Предполагалось, что в рамках международного сотрудничества двигатели поставит Rolls-Royce и Safran/Snecma, а радиоэлектронное оборудование - фирмы Selex ES и Thales. Однако Brexit нарушил эти планы.
Dassault Aviation имеет большой опыт в создании боевых самолетов, однако в одиночку французы потянуть проект не могли - ввиду его сложности и дороговизны. Тогда-то и нарисовались немцы.
Как считает заместитель директора исследовательского института Немецкого общества внешней политики Кристиан Мёллинг, на карту поставлено многое.
«Если Франция и Германия не преуспеют, то это станет символической политической неудачей в двухсторонних отношениях. Ущерб будет нанесен и вере в то, что эти две страны могут продвинуть Европу вперед», - полагает он.
По его мнению, Франция однозначно расценивает этот проект как важный элемент в ее концепции политической безопасности. Германия, в свою очередь, не столь категорична. Для Берлина это скорее перспективный экономический проект, который вписывается в рамки недавно подписанного Аахенского соглашения о сотрудничестве между двумя странами.
Самолет-«трансформер»
Речь идет об «истребителе нового поколения», который сможет взаимодействовать с БЛА, а также обмениваться данными с другими самолетами авиационного комплекса радиообнаружения и наведения, а также спутниками.
«Германия и Франция приняли решение о разработке нового боевого самолета для охраны суверенитета и поддержания европейских возможностей. FCAS представляет собой систему, включающую в себя пилотируемые и беспилотные платформы, которые должны работать сообща», - заявил представитель корпорации Defense and Space Антуан Ноге.
Следует обратить особое внимание на его фразу - «для охраны суверенитета и поддержания европейских возможностей». Расшифровывается она так (и это подчеркнули обе главы оборонных ведомств): германо-французский тандем ведет курс на дальнейшую интеграцию промышленных возможностей в сфере ВПК с целью достижения стратегической независимости от США.
Французы и немцы рассматривают эту машину в качестве замены активно эксплуатируемым ныне истребителям Eurofighter Typhoon и Dassault Rafale. Но главное состоит в том, что этот военный самолет должен стать не столько конкурентом, сколько альтернативой американскому F-35 Lightning II, находящемуся в заключительной стадии разработки.
Справка
Истребитель пятого поколения F-22 Raptor уже активно эксплуатируется ВВС США. Он даже успел повоевать в Ираке. На подходе более продвинутый F-35 Lightning II компании Lockheed Martin. Он способен составить серьезную конкуренцию всем перспективным истребителям, поскольку уже прошел большую часть испытаний и строится серийно.
Их главный конкурент - российский многофункциональный истребитель Су-57 (заводской индекс Т-50). В конце прошлого года он успешно прошел первый этап государственных испытаний.
У Китая есть J-20. И хотя его называют клоном американских истребителей F-35 и F-22 Raptor, а также сразу двух российских машин (Су-57 и не пошедшего в серию МиГ 1.42), «китаец» - очень серьезный конкурент.
На перспективные модели пятого поколения замахнулись и куда менее маститые в военном авиапроме, но не менее амбициозные страны. Так, Япония уже несколько лет создает истребитель Mitsubishi ATD-X в качестве демонстратора технологий. Пока его не планируется выпускать серийно. Наработки могут быть использованы в проекте перспективной платформы F-3.
Индонезия и Южная Корея не так давно объявили о разработке совместного проекта IF-X Block I.
Коммерческие перспективы пока туманны
О характеристиках NGF мало что известно. Судя по представленной информации, самолет будет обладать большим боевым радиусом, технологиями малозаметности, быстрой передачи данных управления и контроля, в том числе с помощью искусственного интеллекта, системой автоматического распознавания целей, а также лазерным оружием. Впрочем, эти требования предъявляются ко всем перспективным машинам.
Были представлены лишь изображения NGF. По понятным причинам, они имеют лишь косвенное отношение к технике, облик которой еще только формируется. Но все же. Если верить эскизам, то речь идет об аппарате, построенном по схеме «летающее крыло». Есть центроплан сложной формы, объединенный с фюзеляжем. Передняя кромка крыла имеет изменяющуюся стреловидность. На верхней поверхности крыла-фюзеляжа есть выступающий воздухозаборник с кромкой сложной формы. Сопло двигателя/двигателей расположено в хвостовой части центроплана, над крылом. Задняя кромка крыла оснащена развитой механизацией с закрылками и элеронами. В нижней поверхности крыла заметны люки шасси и грузоотсека.
Точные перспективы самолета FCAS на международном рынке пока до конца непонятны. Характеристики и стоимость большинства разрабатываемых сейчас перспективных истребителей остаются неизвестными, из-за чего нельзя делать даже самые общие прогнозы.
Тем не менее, мировой рынок подобной техники оценивается в 2,5-3 тыс. машин, благодаря чему у германо-французской разработки есть потенциал побороться и отвоевать свою долю рынка.
Начало совместных работ с финансированием из бюджетов двух стран должно упростить реализацию проекта. В итоге совместная разработка нового самолета должна обеспечить как приемлемую стоимость программы, так и использование новейших идей и технологий. К тому же у истребителя уже есть, как минимум, два заказчика - Берлин и Париж. Новая техника, если ее доведут до ума, должна пополнить военно-воздушные силы стран, инициировавших и профинансировавших ее разработку.