«Дипломатия» специального назначения
Когда еще не улеглась пыль от рухнувшего на Манхэттене Всемирного торгового цента, а Силы специальных операций (ССО) США, которые американский журнал National Interest называет «машиной для убийства», с террористических группировок уже переключились на Россию и Китай.
И в этом нет ничего особенного: уже не одно десятилетие Вашингтон прибегает к помощи спецназа там, где дипломатия не в состоянии продвигать американские интересы.
«Тихие американцы» в большой политике
Причем в последнее время число спецопераций резко возросло. По данным ресурса TomDispatch, в первые шесть месяцев президентства Дональда Трампа американский спецназ провел в пять раз больше зарубежных рейдов, чем за последние шесть месяцев президентского срока Барака Обамы, хотя Трамп решительно выступал против военно-политического «наследия» своего предшественника и обещал, что при нем вмешательство США в дела других стран значительно сократится. Но, как теперь можно убедиться, его филиппика не имела отношения к национальным традициям применения ССО. И тому есть объяснение.
Во-первых, тайные операции обходятся дешевле, чем использование внушительных воинских контингентов. Во-вторых, законодатели гораздо охотнее одобряют отправку в горячие точки отряды ССО, чем воинские части с развернутыми знаменами, поскольку от них легче откреститься - дескать, мы ничего не знали и наша хата с краю... Особого возмущения, как правило, не высказывает и общественность: в конце концов, в джунгли или пустыню отправляются не их соседи, надевшие мундиры ради возможности получить бесплатное образование, а суперпрофессионалы, добровольно вступившие в элитные отряды специального назначения. А с добровольцев и взятки гладки.
«Творчество, инициативность и дух людей, составляющих силы специальных операций, нельзя переоценить. Они являются нашим самым большим преимуществом», - дал оценку свои подчиненным глава командования специальных операций США генерал Реймонд Томас.
При этом надо отметить, что личный состав ССО - люди вполне зрелые. По данным CNN, средний возраст бойцов элитных подразделений специальных сил США составляет 29 лет, а офицеров - 34 года.
Прямо скажем, далеко не юноши.
На чужой территории
Обучение контингента ССО проходит в университете совместных специальных операций, размещенном на авиабазе Макдилл во Флориде.
По свидетельству бывшего командующего специальными войсками генерал-майора Рассела Говардa, в свое время подготовка одного солдата спецназа обходилась в среднем миллион долларов. Теперь же цена вопроса приближается к полутора миллионам. «Но вы не тратите впустую этот актив, - отмечает Говард. - Вы используете их разумно, когда вы действительно в них нуждаетесь».
В прошлом году численность ССО США составляла 63.500 человек. В 2019 году планируется увеличить контингент спецназа до 71 тысячи штыков.
Причем большинство составят «зеленые береты», «рейнджеры» и личный состав других спецподразделений сухопутных сил - это более 51% всех сил специального назначения армии США, и под контролем которых находится порядка 60% заморских объектов ССО. Но считается, что самые боеспособные подразделения ССО входят в состав ВМС США, в их числе SEAL - «тюлени» или «морские котики». Общая численность - 5,7 тыс. человек, включая 1.500 военнослужащих так называемого организованного резерва. Ядром командования ССО корпуса морской пехоты считается полк специальных операций, насчитывающий более 2.000 военнослужащих. Силы специальных операций ВВС состоят из 19.500 штыков активного состава, резерва и гражданского персонала.
Управляет ССО армии США совместное командование специальных операций (JSOC), которое является подразделением объединенного командования специальных операций США (SOCOM). Именно JSOC, а не ЦРУ, руководит специальными операциями и осуществляет их планирование.
Только в прошлом году спецназ армии США выполнял задачи более чем в 130 странах. При этом постоянно на территории примерно девяноста стран находились более восьми тысяч отлично подготовленных и по последнему слову оснащенных военнослужащих американского спецназа.
По сообщению TomDispatch, специальные силы США находятся в «состоянии оперативной активности» и в Европе - во всех странах, граничащих с западного направления с Россией, за исключением Белоруссии. С недавних пор появились ССО США и на Украине.
Бойцы виртуального фронта
«USSOCOM играет значительную роль в противодействии сегодняшним угрозам нашей нации и поддержании благоприятных региональных балансов власти», - заявил генерал Реймонд Томас, говоря о задачах ССО. И добавил: «Поскольку мы фокусируемся на сегодняшних операциях, то должны быть в равной степени сосредоточены на необходимой будущей трансформации. ССО должны адаптировать, развивать, приобретать и создавать новые возможности, чтобы оставаться уникальной, мобильной и гибкой частью вооруженных сил завтрашнего дня». С этой целью командование ССО, по словам Томаса, уже увеличивает инвестиции в новые технологии, в искусственный интеллект, автоматизированные системы, робототехнику и биомедицинский мониторинг.
Пентагон и представители командования ССО утверждают, что задачи по борьбе с экстремистскими группировками останутся частью мандата спецназа, однако в директивах командования будет делаться особый акцент на таких нетрадиционных направлениях как кибер- и информационные операции. Чтобы успешно решать эти задачи, ССО должны иметь в своем составе подразделения, которые способны действовать в виртуальной среде.
В частности полковник Патрик Дагган, служивший в армейских силах специальных операций, а ныне занимающий пост директора по кибербезопасности совета нацбезопасности США, предложил создать «пилотные команды для ведения нетрадиционных военных действий».
Такого рода команды будут создаваться в рамках сил специальных операций армии США по типу подразделений «Альфа» (A-Team) и состоять из 12-15 человек. Предполагается, что в первую очередь они должны использовать социальные сети, дискуссионные форумы, а также другие онлайновые средства коммуникации для распространения дезинформации и вербовки «опосредованных» боевиков и агентов разведки.
«Скрытые с помощью технологий двойного назначения эти команды будут инициировать действия в цифровом пространстве, а затем уже в реальном мире выполнять порученные им задачи в области нетрадиционных военных действий», - уточнил Патрик Дагган в статье, подготовленной для Национального университета обороны США.
Как это происходит, рассказала «Вашингтон пост». По словам издания, американцам якобы удалось в день голосования на промежуточных выборах в конгресс заблокировать доступ в интернет находящемуся в Санкт-Петербурге «Агентству интернет-исследований». Эта операция, сообщает газета, ознаменовала собой первое реальное действие киберкомандования США в рамках новых полномочий, которые были предоставлены президентом США Дональдом Трампом.
Какое отношение петербургское «Агентство интернет-исследований» имеет к промежуточным выборам в конгресс США - вопрос, конечно, интересный. Но как бы там ни было, начальник Генерального штаба генерал армии Валерий Герасимов уже дал понять, что Россия сможет достойно ответить и на спецоперации в киберпространстве.