Москва не станет оплачивать русофобию из своего кармана
Никто не посягает на лавры МИД, но при этом надо отметить, что в некоторых случаях капитаны отечественного бизнеса - дипломаты не хуже карьерных. Достаточно было председателю правления «Газпрома» Алексею Миллеру объявить на встрече с Владимиром Путиным в Кремле, что уже в этом году компания полностью введет в эксплуатацию «Турецкий поток», как на берегах Дуная резко испортилось настроение.
Дело в том, что без малого три десятилетия Болгария с газотранспортной трубы, как с куста, получала по 110 миллионов долларов в год за транзит российского голубого топлива (через Украину) в Турцию. Но с января 2020 года эта «манна небесная» иссякнет.
И теперь у Софии два варианта: или договариваться с Евросоюзом, чтобы не повторилась ситуация с «Южным потоком» - это когда Болгария под давлением Брюсселя в последний момент отказалась от проекта с Россией, или балканская ветвь «Турецкого потока» пройдет мимо. России, которая однажды уже обожглась на сотрудничестве с Болгарией, в том числе и материально, проще, если потребуется, проложить больше труб, чем иметь дело с ненадежным и несамостоятельным партнером.
Но кто даст гарантию, что ЕС и на этот раз не наложит вето на экономическую независимость Софии?
Вот и у болгарского министра энергетики Теменужки Петковой уверенности, похоже, нет. Поэтому она заранее, так, на всякий случай, пригрозила России арбитражем. Благо, пример под боком - Украина, которая, пожалуй, только во Всемирное общество защиты животных еще не обращалась, чтобы остановить строительство «Северного потока-2».
Все потому, что сильно опасается, как только вторая газотранспортная нить дойдет до берегов Германии, украинскую ГТС можно будет сдать в металлолом.
А ведь это не только кормилица и поилица Незалежной, но и alma mater большинства украинских олигархов, в том числе и претендующих сегодня на президентский пост. Пусть только не рассказывают, будто «поднялись» они на торговле видеокассетами, а не на реверсе дешевого российского газа в Европу - уже по мировым ценам. Мы же помним, как все было...
И какие были времена. Это тоже трудно забыть. Сначала бывшие страны народной демократии во главе с Польшей, потом страны Балтии и, наконец, Украина, тоже сделавшая «европейский выбор», стали дружно вытирать ноги о Россию, а потом также дружно присоединились к санкциям. И найти с ними общий язык было просто невозможно, хотя одни, пользуясь своим географическим положением, продолжали кормиться с той же трубы, другие - за счет транзита грузов из России, третьи снимали маржу с российского рынка, потому что их товары Европе были не нужны даже по бросовым ценам.
Но какое же было удивление, когда Россия ответила санкциями на санкции! Негодовали все, включая Польшу, которая поставила на поток снос памятников советским воинам. А как негодовали Таллин, Вильнюс и Рига, когда Москва отказалась от их шпрот в масле и сократила транзит грузов через прибалтийские порты, построенные, между прочим, на деньги «советских оккупантов»!
Кстати, уже в следующем году Балтию, которая во времена СССР на полном основании считалась «витриной социализма», потому что туда вкладывались гигантские средства, а не в российское Нечерноземье, а сегодня превратилась в европейские задворки, ждет еще один неприятный сюрприз: к этому времени транзит российских грузов через Литву, Латвию и Эстонию сократится практически до нуля.
Россия терпела их дикие выходки ровно столько, сколько понадобилось для строительства портовой и транспортной инфраструктуры у себя в Ленинградской области. Приходилось терпеть.
Теперь наши неблагодарные соседи лишатся не только средств к приличному существованию (не США же будут возить свои грузы через прибалтийские порты?), но и традиционных рычагов давления на Россию. Вот сколько литовский президент Даля Грибаускайте намекала, что в любой момент может отключить Калининградскую область от газа и света или даже перекрыть железнодорожное сообщение с Москвой?
И хотя угрозы по инерции еще продолжаются, ничего они уже не значат. Потому что у самого западного российского анклава наконец-то есть и свой газ, и свой свет. Ничего катастрофического не произойдет и в том случае, если Вильнюс (кто знает, что им может стукнуть в голову?) перекроет железнодорожное сообщение Москва - Калининград, поскольку уже налажено регулярное паромное сообщение из Санкт-Петербурга в Балтийск.
И все это было сделано абсолютно без шума.
А ведь как не верили! Особенно Украина, которая строила-строила забор на российской границе, да так и не достроила, а сам «главный строитель» Арсений Яценюк, заработав миллиард, теперь чаще бывает на своей вилле в Майами, чем на исторической родине (а ведь кричал на майдане: «Лучше куля (пуля) в лоб!» Оказалось, лучше все-таки миллиард долларов...). А Россия построила и железнодорожную ветку в обход Украины, и Крымский мост, который некоторые особо «свидомые» по сей день считают фейком. Но с них абсолютно нечего взять.
Зато Петру Порошенко не мытьем, так катаньем все-таки удалось продавить церковную незалежность. Именно тогда он и процитировал на чистом русском языке Михаила Юрьевича Лермонтова: «Прощай, немытая Россия...»
Понятно, что после такого пассажа, употребленного в соответствующем контексте, даже на протокольных мероприятиях руки не подают. А на месте Порошенко приличные люди и не пытаются протянуть. Чего же тогда Петр Алексеевич никак не может отказаться от транзитных денег за российский газ? Чего это он сам и его эмиссары буквально не вылазят из Вашингтона, упрашивая, чтобы там помогли прикрыть «Северный поток-2»? А может, проще было бы попросить компенсацию у США? Все-таки политические партнеры не разлей вода...
Да не все так просто. Дональду Трампу, который всеми неправдами хочет навязать Европе свой сжиженный газ (а он на 30% дороже российского), «Северный поток-2» самому не по душе. Это раз. Во-вторых, Трампа абсолютно не устраивает перспектива взять на содержание Украину, хоть она и преуспела в русофобии, если Москва остановит транзит через украинскую территорию. Вот в Вашингтоне и твердят, будто «Северный поток-2» - проект политический, а не экономический.
И самое смешное, что с американской стороны это в известной степени - святая истина, поскольку главная задача США: всеми правдами и неправдами разрушить российскую экономику. Украина же со своей на ладан дышащей ГТС - всего лишь инструмент в глобальной американской политической игре против Москвы. Что-то наподобие расходного материала: после использования - в утиль!
Похоже, умные головы в Киеве наконец-то начинают понимать, что и украинская углеводородная магистраль, и сама Украина потеряет всякий интерес в любом случае: и если Россия и Германия достроят «Северный поток-2» (а все идет к тому), и если Европа перейдет на американский СПГ. Тогда Россия, конечно же, понесет известные издержки, но при сокращенных поставках вполне может обойтись «Турецким потоком» и «Северным потоком-1».
В общем, ни в одной, ни в другой схеме Украине места по опредлению нет. Вот почему Киев уже загодя требует от «Газпрома» выплаты почти 12 млрд долларов - из-за вероятных убытков страны в случае потери транзита. Это, если хотите, такая украинская народная мудрость...
Кстати, министр энергетики Болгарии Теменужка Петкова, о чем уже упоминалось, намекнула: если «Турецкий поток» пройдет мимо, София тоже учинит Москве иск.
И тут возникает законный повод задать вопрос на засыпку: чего это вы, наши бывшие братья, а кто и совсем - не братья, за «полезными советами» летаете в Вашингтон, а за деньгами стучитесь в двери Кремля?
Пора бы понять, что оплачивать русофобию из своего кармана Москва больше не намерена, за этим обращайтесь к США - к «империи добра». Да и вести бесконечные дискуссии с американскими марионетками смысла тоже нет. Лучше больше строить - и у себя, и в обход проблемных соседей. Это тот самый случай, когда дипломата в большой политике вполне могут заменить высококвалифицированный сварщик или экскаваторщик.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.