Американцы называли их «хончо»
История участия наших летчиков в военных конфликтах за рубежами Родины имеет давнюю и славную традицию: от Испании 1936 года до Сирии 2015-2018 гг. Это путь побед и боевого опыта, за который приходилось платить самым дорогим - жизнями наших пилотов.
Как начиналась Корейская война
Не стала исключением и война в Корее 1950-1953 годов. СССР и США 10 августа 1945 года, после капитуляции Японии, разделили Корейский полуостров по 38-й параллели на две зоны временного управления. В результате появилось два правительства - Южно-Корейское, возглавляемое Ли Сын Маном, и Северо-Корейское, которое возглавил коммунист Ким Ир Сен. Вскоре после 1949 года обстановка на полуострове накалилась, что впоследствии привело к войне между Южной и Северной Кореями, более известной как Корейская война.
Вооруженные силы КНДР были построены по образцу Советской армии и обучены советскими военными советниками. С 1945 г. по 1950 год в КНДР была создана мощная группировка, которая по своим параметрам превосходила полицейско-армейские силы Южной Кореи. Участившиеся провокации со стороны последних склонили И.В. Сталина к проведению военной операции, которую предложил Ким Ир Сен.
25 июня 1950 года армия КНДР в составе 175 тысяч человек при поддержке 150 танков Т-34-85 и военной авиации начала наступление на 93-тысячную армию Южной Кореи. Эта операция стала полной неожиданностью для США и их союзников. Однако в этот же день США смогли собрать Совет Безопасности ООН, на котором была принята резолюция, осуждавшая действия КНДР и дававшая санкцию на участие армии США на стороне Южной Кореи.
Поначалу «фортуна» была на стороне армии КНДР - 25 сентября она взяла Сеул, практически разгромив армию Южной Кореи.
15 сентября 1950 года американцы высадились в Ичхоне, поддержав остатки южнокорейской армии в удержании Пуссанского периметра. Командовал войсками генерал Дуглас МакАртур.
2 октября 1950 года китайский премьер-министр Чжоу Эньлай предупредил, что, если союзные войска (за исключением южнокорейских) пересекут 38-ю параллель, китайские добровольцы вступят в войну.
Несмотря на это, американцы 7 октября с боями стали продвигаться к границам Северной Кореи, 20 октября 1950 года пал Пхеньян.
Успех американским войскам обеспечила авиация, в особенности бомбардировщики В-29, которые по многим своим характеристикам превосходили Як-9. Реактивные самолеты США F-86 «Сейбр» быстро свели численность ВВС КНДР к незначительным единицам: ко 2 августа в составе авиации Северной Кореи осталось около 20 исправных самолетов. В сентябре 1950 года ВВС США захватили превосходство в воздухе.
Эти дни для авиации США стали «черными»
Такие успехи заставили Китай и СССР вступить в войну на стороне КНДР. Китай оказывал военную помощь на суше, а СССР - в воздухе, для этого был сформирован 64-й истребительный авиационный корпус (64 ИАК).
Первое воздушное столкновение авиации СССР и США произошло 1 ноября 1950 года - тогда старший лейтенант Чиж сбил на Ла-11 американский F-51 «Мустанг». Первый бой между реактивными МиГ-15 и F-80 состоялся 8 ноября 1950 года, американец был сбит. Вскоре МиГ-15, управляемые закаленными в боях ВОВ советскими асами, переломили ситуацию в корейском небе.
12 апреля 1951 г. вошло в историю как «черный четверг» авиации США. В этот день ВВС США совершали массированный налет на мосты через реку Ялуцзян. В состав авиасоединения вошли 48 бомбардировщиков B-29, которых сопровождали 76 истребителей F-80 и F-86. Против них вылетели 44 МиГ-15. Американцы не выполнили задание, потеряв 10 самолетов В-29, и с большим трудом вернулись на базы.
30 октября 1951 года 200 истребителей F-80, F-84 и F-86 прикрывали 21 бомбардировщик В-29, которые должны были разбомбить корейский аэродром в Намси. На аэродром не упало ни одной бомбы, американцы потеряли больше половины В-29 (12 машин) и четыре F-84. Этот день был назван «черным вторником» в истории ВВС США.
В июне 1951 года был отстранен от командования генерал МакАртур - за то, что открыто призывал к продолжению войны с использованием ядерного оружия. Ядерная война не входила в планы США. Также и СССР не хотел превращения конфликта в ядерный, но готовился к этому. В 1952 году бомбардировщики Ту-4 (аналог В-29) стали оснащаться новым вооружением - крылатыми ракетами КС-1 «Комета». Рассматривался вопрос о применении первых 50 серийных ракет «Комета» по американским авианосным соединениям у берегов Кореи. Риск перерастания локальной войны в мировую оставил этот план так и нереализованным.
Героями войны в небе Кореи стали истребители МиГ-15 и F-86 «Сейбр». Сравнивая боевые возможности этих машин, можно сказать, что характеристики истребителей были весьма близки.
МиГ-15 имел преимущества в вертикальном маневре, большей скороподъемности и вооружении, но уступал в горизонтальном маневре и дальности полета, вследствие этого успех зависел только от мастерства и смелости летчиков, выбора режима и маневра и слаженного взаимодействия в группе.
Соколы против «ястребов»
Точных данных по общим потерям самолетов в воздушных боях Корейской войны нет до сих пор. Дело в том, что не каждую описанную летчиками победу можно было подтвердить фотоснимками или останками самолета противника. Советское командование приняло за правило вести строгую статистику, когда победа засчитывалась только при наличии доказательств. Асами называли летчиков, сбивших пять и более самолетов противника.
Общее количество сбитых самолетов США составило 1.106, из них 642 истребителя F-86 «Сейбр» и 69 бомбардировщиков В-29. Наши летчики за эту победу заплатили потерей 337 самолетов (МиГ-15 и Ла-11) и жизнью 117 пилотов.
Интересно, что американские данные по потерям авиации значительно отличаются от советской статистики. Они дают кардинально другую картину: в частности, утверждается, что в воздушных боях Корейской войны ВВС США сбили более 700 МиГ, а сами потеряли только 147 самолетов! Такая грубая подтасовка фактов вызывает у военных экспертов лишь усмешку. Видимо, американское командование очень хотело оправдать огромные военные расходы в глазах своих налогоплательщиков.
Факты упрямая вещь. По количеству сбитых самолетов самими результативными оказались наши пилоты - Сутягин Николай Васильевич (22 самолета) и Пепеляев Евгений Георгиевич (19 самолетов). Мастерство наших пилотов подтверждали и сами американцы. В одном из исследований по истории Корейской войны приводятся слова командира 51-го авиакрыла полковника Джона Митчелла: «Мы делили пилотов МиГ-15 на две категории: "хончо", т.е. профессионалов высокого класса, и учеников».
Очень скоро стало понятно, кто такие «хончо», когда был отменен приказ нашим летчикам вести радиообмен в полете только на китайском языке, по выданным разговорникам. Он был отменен из-за его явной нелепости, которая, как это водится на войне, привела к потерям летного состава, поэтому американские пилоты вскоре смогли «познакомиться» в воздухе и с красотой русской речи, и, в том числе, с ее ненормативной лексикой, которую наши соколы использовали в воздушном бою.
Советские летчики-асы показали всему авиационному миру, и в первую очередь своему главному врагу на тот период - США, что советские ВВС и их летные кадры могут выполнять любую поставленную перед ними боевую задачу и надежно защищать свои границы и свою страну от ударов с воздуха. Уроки Корейской войны надолго охладили воинствующий пыл заокеанских «ястребов», и они отказались на время от задуманного Пентагоном превентивного удара с воздуха по СССР.
Ломать - не строить
Предпосылкой этой победы была титаническая работа, проведенная Министерством авиационной промышленности (МАП) после окончания Великой Отечественной войны, которое за пять лет полностью переформатировало авиапромышленную отрасль. Была создана уникальная кузница передовой инженерной и конструкторской технологий. Объединение в единый организм конструкторских бюро (КБ), заводов и летно-испытательных центров дало нашей авиации самолеты, которые по многим характеристикам опережали зарубежные аналоги. КБ Микояна, Туполева, Яковлева, Ильюшина, Миля и Камова создали крылатые машины, которые стали гордостью нашего государства.
Когда СССР прекратил свое существование и к власти в стране пришли неореформаторы либерально-демократических взглядов, эту кузницу начали разрушать - кирпичик за кирпичиком.
Уходили из жизни генеральные конструкторы, закрывались заводы, проектировщиков «скупали» зарубежные фирмы. С 1991 года поставки новых образцов авиатехники стремились к нулю. В результате реформы авиаполки превратились в бригады, а от аэродромной сети остались только места постоянного базирования. Такая некомпетентность, мягко говоря, привела к тому, что роль ВВС свелась к мелким задачам, а отсутствие финансирования снизило количество часов полетов на каждого пилота к минимуму.
Миссия выполнима
Ситуация кардинально изменилась в 2012 году, когда министром обороны стал генерал армии С.К. Шойгу. В кратчайшие сроки был остановлен распад ВВС и авиационной промышленности. Стали реанимироваться КБ, переоснащаться современным оборудованием и станками заводы.
Пилоты стали чаще летать, а количество учений с участием авиации возросло, и даже превысило уровень, который был в СССР. Наши ВКС выполняют задачу по охране наших воздушных границ не только в России, но и за рубежом.
Например, они по-прежнему защищают народ Сирийской Арабской Республики (САР) от боевиков из так называемой «умеренной оппозиции». Как известно, небольшая группа наших ВКС, численностью около 50 самолетов и вертолетов, переломила «безнадежную ситуацию» в Сирии в 2015 году. Результаты действий наших ВКС были озвучены на коллегии Минобороны РФ в конце 2017 года, и они действительно впечатляют.
С 30 сентября 2015 года российской авиационной группой в Сирии было выполнено свыше 36.650 боевых вылетов, в том числе свыше 16.750 вылетов фронтовой и штурмовой авиации, 12.700 вылетов армейской авиации и 2.500 вылетов самолетов стратегической ракетоносной и дальней бомбардировочной авиации.
Основные удары российской авиации были сосредоточены преимущественно на провинциях Алеппо, Идлиб, Дейр-эз-Зор, Ракка, Латакия, Пальмира, Дамаск и Хама. ВКС России фактически разрушили нефтяной и оружейный бизнес террористов, разгромили 200-тысячную, «вооруженную до зубов», группировку боевиков, и тем самым помогли армии САР успешно очистить территорию страны от «черной заразы», возвращая освобожденным городам и провинциям долгожданный мир.
Российские пилоты ВКС доблестно продолжают традиции советских летчиков- асов, которые добровольцами или по приказу командования становились на защиту мирного неба наших союзников. Их ратный труд - это гарантия миру, предотвращающая разрастание локальных конфликтов до глобального ядерного апокалипсиса.