Военные меняют власть в Алжире
Отставка перенесшего инсульт восьмидесятипятилетнего президента Алжира Абдель Азиза Бутефлики состоится не ранее 28 апреля. Как сказано в сообщении президентской администрации, глава государства уйдет со своего поста, когда сделает все шаги, необходимые для обеспечения «непрерывности функционирования государственных институтов на переходный период».
И вот что примечательно: принятое Бутефликой решение прозвучало через неделю после того, как заместитель министра обороны генерал-лейтенант Ахмед Каид Салах заявил, что нынешний глава государства должен признать свою недееспособность и уйти.
По мнению генерала, это единственный приемлемый выход, гарантирующий сохранение стабильности в стране.
Для президента Бутефлики и его окружения слова генерала Салаха прозвучали как сигнал о том, что цепляться за президентское кресло в условиях, когда утрачена поддержка военных, бессмысленно. Напомним, что массовые демонстрации охватили страну с середины февраля, когда редко появляющийся на публике Бутефлика заявил о выдвижении своей кандидатуры на пятый срок. Многие алжирцы восприняли это намерение как издевательство над здравым смыслом. Тем более, в стране немало людей считают, что вместо престарелого Бутефлики, который занимает президентское кресло вот уже 20 лет, страной управляет его «свита», погрязшая в коррупции. Другой источник недовольства 40-миллионного населения - сложное социально-экономическое положение страны. Безработица среди молодежи превышает 30%.
Вместе с тем, вряд ли стоит рассматривать призыв генерала Салаха к президенту уйти в отставку как признак серьезного раскола между военными и гражданскими руководителями страны. Военные, чьим лидером, безусловно, является Каид Салах - не только часть правящего режима, но и его опора.
Внимательно наблюдая за развитием событий, военные, очевидно, пришли к выводу, что дальнейшее пребывание у власти Бутефлики чревато высокой вероятностью дестабилизации. Надо было выбирать: или продолжать поддерживать президента Бутефлику с «семьей», рискуя окунуть страну в хаос, или встать на сторону протестующих.
Армейское руководство выбрало второй вариант.
Эволюция взглядов руководства вооруженными силами на события в Алжире хорошо видна на примере череды последовательных заявлений генерала Каида Салаха. Чем шире становился размах протестов и решительнее требования протестующих, тем заметнее менялась риторика военной верхушки. Если в самом начале так называемой «алжирской весны» генерал Салах называл вышедших на улицы алжирцев «авантюристами, создающими угрозу стабильности и безопасности страны», то позднее уже взывал к их «мудрости», «зрелости» и «патриотизму» и наконец заявил: Бутефлика должен уйти... Такая метаморфоза, вероятно, связана тем, что тактика «пошаговых уступок», которую поначалу пытались применить власти, не сработала.
По мнению доцента РГГУ Сергея Медведко, заявление Каида Салаха подводит черту под 20-летним правлением в Алжире Абдель Азиза Бутефлики. При этом на политическую авансцену выходят военные, как это часто бывает в арабских странах при скатывании страны в нестабильность.
Тем более что ни власть, ни оппозиция не могут предложить сегодня какую-либо достойную фигуру на пост главы государства или внятную программу действий.
Весьма сдержанно по отношению к алжирским событиям относятся европейские державы. Не секрет, что сегодня многих европейцев беспокоит вероятность превращения Алжира в новую «черную дыру», через которую в Старый Свет хлынут новые потоки мигрантов. Другая опасность связана с ростом влияния исламистов в стране, которые обязательно поднимут головы в неумолимо надвигающуюся эпоху перемен. Что же касается администрации США, то ее уже давно раздражает высокий уровень сотрудничества между Алжиром и Россией. В Вашингтоне были бы рады видеть в Алжире прозападный режим, а еще лучше - проамериканский.
Тут надо отметить, что в прошлом году товарооборот между нашими странами превысил 5,4 млрд долларов. Причем на долю российского импорта пришлось более 90%. В Алжире работает немало российских компаний, в том числе и представляющие нефтегазовую отрасль.
Еще более впечатляют цифры, иллюстрирующие военно-техническое сотрудничество между Алжиром и Российской Федерацией.
Порядка 80% вооружений алжирской армии - российского производства. В частности, Алжир покупает у России подводные лодки, истребители Су-30МКА, тяжелые минометные системы ТОС-1, танки Т-90, противотанковые ракетные комплексы «Корнет-ЭМ», а также вертолеты Ми-26, Ми-28НЭ. По мнению экспертного сообщества, если Алжиру удастся благополучно выйти из нынешней непростой ситуации и избежать иностранного вмешательства, российским интересам в этой стране серьезной угрозы не будет.
Но еще не факт, что наши «партнеры» не воспользуются ситуацией. Тогда Алжир ждут не лучшие времена.