Ил-112В: когда полетят перелетные «Тигры»
Скромные и надёжные трудяги военно-транспортной авиации - советские Ан-24 и Ан-26 - доживают свой век. Они хорошо поработали в небе, но уже физически и морально устарели. Им на смену давно должны были прийти новые самолёты, но вмешались сначала экономика, затем - политика.
Очень длинная «взлётка»
В СССР воздушные транспортники разрабатывались и производились на Украине. Именно там всё для этого было «заточено»: и прекрасное КБ Антонова, и производственные мощности Киевского авиационного завода.
После распада Советского Союза свой самолёт в России начали разрабатывать в 1990-х в авиационном комплексе имени С.В. Ильюшина. Серийный выпуск планировался ещё в 1994 году, но реалии экономики не позволили.
Долго мусолилась идея кооперации с Украиной. Но договориться не удавалось: слишком часто и резко менялся «вектор тяги» у «незалежников». К проекту собственного легкого транспортника в России вернулись в 2004 году. Тогда не удалось решить вопрос с финансированием. К незавершённому проекту вновь вернулись в 2013-м. Оказалось, кстати. После «майданной революции» 2014 года о сотрудничестве с Украиной в военно-технической сфере пришлось забыть.
Экипаж оценил лётные качества
30 марта 2019 года на аэродроме Воронежского акционерного самолётостроительного общества (ВАСО) совершил свой первый полёт военно-транспортный самолет Ил-112В. Управлял самолётом шеф-пилот ПАО «Ил» Герой Российской Федерации Николай Куимов. И он сам, и весь экипаж остались полётом довольны и положительно отозвались о новом транспортном судне.
Запуск в небо нового самолёта стал результатом многолетней работы отечественных авиастроителей: АК имени С.В. Ильюшина, «ОДК-Климов», ВАСО и многих других. Все узлы и агрегаты транспортника - российского производства, большая часть из них создана структурами государственной корпорации «Ростех».
Двигатели выполнены Объединённой двигателестроительной корпорацией. В сфере ответственности холдинга КРЭТ - система автоматизированного управления, а «Технодинамика» разработала для самолёта шасси, элементы гидравлики и систему электроснабжения.
Ил-112В имеет большой потенциал для различных модификаций, может служить самолётом разведки, радиоэлектронной борьбы, воздушным штабом или применяться МЧС. Также при его гражданской эксплуатации он может пригодиться для перевозки пассажиров и грузов, ведь потребность в малой авиации в необъятной России велика, а Ил-112В может использоваться на слабо оборудованных аэродромах, в том числе возможна посадка на грунтовые полосы.
Самолёт работает в сложных погодных ситуациях, в условиях пониженных и повышенных температур.
Все эти возможности значительно расширяют область его применения.
Справка: немного об Ил-112В
Легкий военно-транспортный самолёт Ил-112В является полностью отечественной разработкой и по своим характеристикам не уступает зарубежным аналогам, а по некоторым параметрам даже превосходит. Он предназначен для транспортировки и десантирования вооружения, военной техники и личного состава.
Крейсерская скорость самолета 450-500 км/ч, грузоподъёмность - 5 т, дальность полёта с нагрузкой 3,5 т - 2.400 км.
«Сердце» работает в экономичном режиме
За разработку оптимизированного узла привода винта двигателя ТВ7-117СТ для Ил-112В конструктор АО «ОДК-Климов» Владимир Коржуков был удостоен Национальной премии «Золотая идея».
Наград достойны и многие другие создатели «сердца» для нового самолёта - турбовинтового двигателя ТВ7-117СТ. Помимо того, что он является базовым двигателем для силовой установки военно-транспортного Ил-112В, его гражданская модификация (ТВ7-117СТ-01) станет штатным двигателем пассажирского лайнера для региональных линий Ил-114-300.
Мощность ТВ7-117СТ на максимальном взлётном режиме составляет 3.100 л.с., на повышенном чрезвычайном режиме - 3.600 л.с.
При массе не более 500 кг новый двигатель имеет удельный расход топлива всего 175 граммов на л.с. в час. ТВ7-117СТ мощнее, легче и экономичнее украинского «движка» АИ-24, который теперь установлен на Ан-26.
Созданная конструкторами «ОДК-Климов» система автоматического управления контролирует не только работу самого двигателя, но и воздушный винт, то есть всю силовую установку нового воздушного судна для военно-транспортной авиации.
Что ещё важно: ТВ7-117СТ стал реальным достижением программы импортозамещения. Производство двигателей осуществляется в широкой кооперации отечественных предприятий, входящих в Объединённую двигателестроительную корпорацию: «ОДК-Климов», ММП имени В.В. Чернышева, «ОДК-СТАР» и других.
Справка: конструкция Ил-112В
Самолет представляет собой моноплан: конструкцию с одной парой крыльев. Длина - 24,15 м, высота - 8,9 м, диаметр фюзеляжа - 3,29 м. Размах крыльев - 27,6 м.
Три стойки шасси находятся под фюзеляжем. Колея шасси - 4 м. Для погрузки используется люк в хвостовой части, где имеется рампа.
Не все так просто
В начале апреля этого года в открытых источниках появилась информация, что Ил-112В пока не полностью соответствует тактико-техническому заданию (ТТЗ) Минобороны России. Сообщалось, что совершивший первый полёт опытный образец самолёта не отвечает требованиям по грузоподъёмности. Военное ведомство хочет получить транспортник, способный принимать на борт бронеавтомобиль ГАЗ-233014 «Тигр» или брать на борт 44 военнослужащих в полной экипировке, с оружием и парашютами. «Тигр» весит 5,3 тонны, поэтому грузоподъёмность Ил-112В надо увеличить до 5,5 тонн, как минимум. По разным оценкам, самолёт придётся дорабатывать около года.
Планы
За новый военно-транспортный самолёт авиастроители взялись серьёзно. Ил-112В жизненно необходим Вооружённым силам, и, без сомнений, его доведут до всех требуемых кондиций в жёсткие сроки.
Новинка, идущая на смену Ан-24 и Ан-26, видимо, пойдёт в серию очень скоро - в ближайшие годы.
Производители сообщают, что срок службы новой воздушной машины без капитального ремонта составит 35 лет при налёте 45.000 часов.
Всего авиастроители рассчитывают произвести 300 таких самолётов для Вооружённых сил и гражданской авиации России.