Битва с невидимым врагом: что помогло спасти тысячи ликвидаторов Чернобыльской аварии
26 апреля 1986 года мир пережил крупнейшую аварию за всю историю атомной энергетики. Недалеко от города Припяти (Украинская ССР) разрушился четвёртый энергоблок Чернобыльской атомной электростанции. Общая площадь радиоактивного загрязнения на Украине составила 50 тысяч квадратных километров, в Белоруссии - примерно 46,5 тысячи квадратных километров, в России - более 60 тысяч квадратных километров, говорится в материале, опубликованном на сайте телеканала «Звезда».
Для ликвидации аварии в Чернобыль были направлены лучшие специалисты. Рискуя собой, они пытались изолировать источник радиоактивного излучения. Средняя доза, полученная каждым участником работ в первые два года, превышала 25 миллизивертов за месяц труда. Это в пять раз больше годовой дозы внешнего облучения для человека, профессионально работающего с радиоактивными материалами.
Но Чернобыль 1986 года - это ещё и внутреннее, и поверхностное облучение, которое не фиксировалось приборами и не учитывалось. Всё это привело к тому, что из 600 тысяч ликвидаторов больше 70 тысяч стали инвалидами.
Однако жертв могло быть в разы больше. Спасти людей, поставить барьеры на пути распространения радиоактивной грязи удалось благодаря самоотверженной работе военных инженеров. И особую роль в этом сыграл генерал-лейтенант Олег Кулабухов. В те годы он был начальником 15-го Центрального научно-исследовательского испытательного института имени Карбышева.
Олег Кулабухов родился в Краснодаре в 1923 году в семье юриста. В 1941 году Олег окончил школу и готовился поступить в институт, но все планы разрушила война. В 18 лет он был мобилизован. Свой фронтовой опыт Кулабухов начал со службы в 26-й сапёрной бригаде Южного фронта. Летом 1942 года после неудачной попытки Красной Армии отбить Харьков и Днепропетровск немцы развернули широкомасштабное наступление на Кавказ и Сталинград. Враг хотел добраться до бакинской нефти и одновременно захватить стратегический транспортный узел на Волге. Бригада, в которой служил Кулабухов, под огнём строила укрепления, чтобы остановить врага.
В 1944 году командование бригады отправило сержанта Кулабухова в числе лучших бойцов на обучение в Высшее военно-инженерное училище в Москву. Математические способности позволили Олегу стать лучшим на курсе, а затем и в Военно-инженерной академии.
Получив диплом, Кулабухов попал по распределению в профильный НИИ - сейчас это Центральный научно-исследовательский испытательный институт инженерных войск имени Героя Советского Союза, генерал-лейтенанта инженерных войск Дмитрия Карбышева. Здесь Олег Кулабухов проработал пять лет и защитил кандидатскую диссертацию. Офицера с нестандартным мышлением заметили и назначили в Научно-технический комитет инженерных войск.
Фортификация - создание защитных сооружений - вызывала у Кулабухова особый интерес. Его собственный боевой опыт подсказывал, что даже самую внезапную и мощную атаку можно пережить в хорошо оборудованном укреплении.
В 1975 году Олег Кулабухов вернулся в НИИ инженерных войск, но уже в качестве начальника института. В тот момент главной угрозой для страны стало не губительное ядерное оружие, а американские сверхточные ракеты, построенные за астрономические суммы. Требовалось пересмотреть всю систему обороны. Казалось, это разорит Советский Союз. Но Кулабухов предложил простое и невероятно экономичное решение - маскировочные покрытия, которые можно было устанавливать как на сооружения, так и на технику. Кулабухов провел большую работу по разработке и производству средств маскировки.
Особой задачей для института была помощь союзникам СССР на Ближнем Востоке. В период пятой арабо-израильской войны Кулабухову была поставлена задача усовершенствовать защиту сирийских сил ПВО, которые на тот момент были лёгкой добычей для врага.
26 апреля 1986 года жизнь бросила инженерам новый вызов: в реакторе 4-го энергоблока Чернобыльской атомной электростанции во время испытаний случился мощнейший взрыв, в сотни раз превосходивший по радиоактивному заражению взрыв атомной бомбы в Хиросиме. Инженерные войска были немедленно привлечены к работам по устранению последствий аварии. Для ликвидации последствий были направлены инженерные войска. К моменту аварии на вооружение военных инженеров уже поступила штатная серийная машина ИМР-2. Она предназначалась для действий на радиоактивно зараженной местности ядерного взрыва. Естественно, эти машины были в первую очередь направлены в зону ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС. Читать далее...