Точность и расчёт: зачем и кому нужен судомоделизм?
Его длина - 1,71 м. Международная организация судомоделизма и судомодельного спорта NAVIGA, которая классифицирует спортивную составляющую по пяти секциям и более чем трём десяткам классов, признаёт Румянцева одним из самых авторитетных создателей стендовых и плавающих мини-кораблей.
Румянцев - мастер спорта России и заслуженный мастер судомоделизма. Начиная с 2014 года, умелец три раза получил «золото» на Чемпионате мира. Он также 3 раза занимает верхнюю ступеньку подиума на Чемпионате Европы, причём последние четыре года подряд «Сознательный» признаётся лучшей моделью России. Кстати, он буквально исколесил всю Европу. Как-то раз Николай подсчитал, что его эсминец «намотал» более 50 тысяч километров по дорогам нашего континента, перемещаясь с одного соревнования на другое.
Как всё начиналось
Свой корабль он создавал не в просторном цеху, а на кухне типовой однокомнатной квартиры, причём зачастую из подсобных материалов. Желание воссоздать эсминец возникло, когда Николай увидел в гэдэровском журнале Modelbau Heute чертежи этого плавсредства. Румянцев буквально заболел «Сознательным» - засел за расчёты и математические выкладки. Ведь совсем неважно, что корабль - всего 1 метр 71 сантиметр длиной, вся документация для него делается в точности так же, как и для большого.
Справка
С 1954-го по 1961-й было построено около 30 единиц эскадренных эсминцев проекта 56. Они несли службу на всех флотах СССР - от Баренцева моря и Балтики до Тихого океана - и выполняли задачи в зонах вооружённых конфликтов. Корабли этого класса обладали просто фантастической скоростью в 38 узлов.
Зачем и вообще кому нужен судомоделизм?
Искусство создания натурных трёхмерных судостроительных моделей восходит к глубокой древности. В те времена люди не умели воспитывать типовых специалистов - образование не было стандартизировано. Школы и высшие учебные заведения в нашем понимании отсутствовали. Но, как в античные времена, так и в Средневековье, мир двигали вперёд гении, подобные Леонардо да Винчи. Именно они создавали уменьшенные копии своих будущих грандиозных творений.
И даже в наши времена голограмм и печати на 3D-принтерах необходимо, чтобы кто-то построил ту самую первую модель-прототип, с которой, как с лекала, будут снимать копии и делать объекты в реальную величину.
Кроме того, каждая модель состоит из многих разнородных материалов - стали, древесины, пластика, латуни, меди и т.д. Оценка возможностей конструкции предполагает необходимость воплощения материального образа.
Ни один музей военно-морского флота немыслим без достоверных макетов боевых кораблей прошлого. То есть наглядность позволяет пробудить у посетителей живой интерес к историческим событиям.
В этом искусстве Николай Румянцев не знает себе равных - он давно опередил своих конкурентов. К примеру, если по внешней стенке каюты корабля проходит трубопровод, то в макете Николая будут соблюдены все технические характеристики - от материала, из которого сделана магистраль, до специфического вида пайки, не говоря уже о сечении труб.
Почему в России военный судомоделизм - не в чести
Если пройтись по любому западному игрушечному магазину, то легко обнаружить большое количество моделей как современной, так и исторической военной техники: корабли, самолёты и танки любых эпох, но неизменно - западной принадлежности, прочно заполонили полки отделов. А ведь есть ещё и сопутствующая индустрия - яркие краски, лаки и грунтовки для обработки сложных конструкций, инструкции, книги с красочными иллюстрациями и объяснениями, технические спецификации для воплощения изделия от этапа заготовки до полностью готовой к экспозиции модели.
При этом речь идёт исключительно о типовых артефактах, так сказать, гражданского предназначения, то есть адресованных детям школьного возраста и многочисленным любителям. Есть ещё и многочисленные профессиональные мастерские при музеях боевой славы для создания действительно уникальных изделий.
Когда-то я заказал в Великобритании цеху исторических кораблей при музее флота Её Величества судостроительную модель флагманского корабля адмирала Нельсона при Трафальгаре - «Виктори». Уже долгие годы макет длиной более метра украшает мой рабочий кабинет. Не устаю удивляться филигранной точности воспроизведения мельчайших деталей. Между тем, это творение английских мастеров ни в какое сравнение не идёт с судостроительной моделью эсминца «Сознательный», обладающей моторизацией и всеми мореходными качествами, чемпиона мира Николая Румянцева.
Справка
Костромич использовал более 13,5 тысяч заклёпок и болтов, каждая из которых - диаметром 0,3 мм! У его корабля присутствует всё, что есть и у настоящего собрата, когда-то входившего в состав Военно-Морского Флота СССР - антенна кругового обзора, противолодочные торпеды, артиллерийская установка, командирский катер… Даже леера ограждения выполнены чётко по схеме, применявшейся на кораблях этого класса. Обращает на себя внимание и рифлёный палубный настил, позволявший лучшее сцепление обуви с поверхностью при волнении на море.
Такое точное воспроизведение позволяет навсегда сохранить для истории славные страницы флотской летописи. Если угодно, модели - это ещё и осязаемая память, воспитывающая патриотизм молодой смены. При помощи уменьшенных копий мы всегда будем иметь возможность зримо представить себе наше великое прошлое. По тем же соображениям американцы поставили в своих портах на вечную стоянку некоторые единицы боевого флота эпохи Второй мировой. Слава богу, нечто подобное делаем и мы, в частности, в Санкт-Петербурге.
Но Северная столица не всегда легко достижима даже для москвичей среднего достатка, а модели кораблей могут украсить собой музей любого регионального центра - от Архангельска и Калининграда до Владивостока и Корсакова. Похоже, что в эпоху девяностых прошлого века иностранные идеологи потратили немало сил, чтобы стереть саму память о славном боевом прошлом России. Одной из жертв этой тайной войны стал и Николай Румянцев, так и не получивший признания, достойного его уровня мастерства.
В те годы апологет уничтожения России Збигнев Бжезинский писал: «Мы сделаем с русскими что-то страшное - у них больше не будет Александров Матросовых! И вот тогда мы сумеем, наконец, их победить!»
Военный судомоделизм - неотъемлемая часть воспитания новых поколений инженеров, моряков и историков, да и просто патриотов своей страны. А для людей, весьма далёких от армии и флота, всё-таки интересно увидеть, насколько ювелирно точны, эстетичны и совершенны модели, сошедшие со стапелей домашней мастерской Николая Румянцева.