Николай Довбешко: Обучение в Кронштадтском морском кадетском корпусе ведётся по типу корпусов императорской России
- Николай Васильевич, как создавался Кронштадтский морской кадетский военный корпус и чем он отличается от остальных довузовских образовательных учреждений Министерства обороны?
- Кронштадтский морской кадетский военный корпус создан 22 ноября 1995 года. Выбор места для корпуса, конечно же, не был случайным. Кронштадт - колыбель российского флота, город с замечательными воинскими традициями. 22 ноября 1995 года первый заместитель главнокомандующего ВМФ адмирал Игорь Владимирович Касатонов вручил новому учебному заведению Боевое знамя. Первые 75 воспитанников приступили к занятиям.
Сложная финансово-экономическая обстановка в стране тогда определила единственно целесообразный путь формирования кадетского корпуса - взаимное сотрудничество и объединение возможностей двух соучредителей на основе Договора между правительством Санкт-Петербурга и военно-морским флотом. Это сотрудничество было успешным.
А вскоре распоряжением президента Российской Федерации от 19 февраля 1996 года Первый морской кадетский корпус был преобразован в Кронштадтский морской кадетский корпус и приобрёл статус военно-морского учебного заведения. Этим постановлением установлен семилетний срок обучения детей - с 10 до 17 лет, по типу старых кадетских корпусов императорской России.
С 1 апреля 2013 года кадетский корпус был подчинён главнокомандующему военно-морским флотом. С 2015 года корпус переименован в Кронштадтский морской кадетский корпус Министерства обороны Российской Федерации.
За эти годы произведено 19 выпусков. Кадетский корпус окончили 1.382 выпускника, в том числе 23 - с золотой медалью и 16 - с серебряной. Большинство из выпускников окончили высшие военные учебные заведения и достойно несут службу на кораблях и в частях военно-морского флота, силовых министерствах и ведомствах.
- Морская подготовка очень важна для будущих покорителей океанских просторов. Как она организована в Кронштадтском морском кадетском военном корпусе?
- Наш кадетский военный корпус является первой ступенькой в единой системе подготовки офицерских кадров для военно-морского флота. Во время обучения в корпусе кадеты знакомятся с основными военно-морскими специальностями, развивают необходимые для будущего офицера качества, получают первичные навыки военно-морской подготовки.
Военно-морские дисциплины изучаются в ходе основного образования, во внеурочной деятельности и дополнительном образовании. Практические навыки управления маломерным судном кадеты старших классов получают на тренажёре «Шторм». В ходе учебных занятий преподаватели решают задачи и приводят примеры по военно-морской тематике.
В апреле 2019 года на базе корпуса был проведён практико-ориентированный семинар для методистов, преподавателей математики, физики, химии, биологии, информатики и ИКТ довузовских образовательных организаций Министерства обороны Российской Федерации «Реализация военной составляющей при преподавании дисциплин естественно-математического цикла».
В корпусе создана стройная система морской практики. Как я уже говорил, пятиклассники отрабатывают первичные навыки морской подготовки на яхтенной практике. Кадеты 6-8 классов проходят шлюпочную практику на базе Кронштадтского учебного центра. В том числе кадеты совершают шлюпочный поход по кронштадтским фортам, осматривают эти уникальные сооружения, им рассказывают об истории их создания, о роли в защите Петербурга от неприятеля. При этом мальчишки и на вёслах вдоволь поработают, и парус опробуют, и много всего интересного увидят и услышат.
Кадеты девятых классов после сдачи ОГЭ проходят катерную практику на катерах Ленинградской военно-морской базы и войсковой части №45707, знакомятся с техникой и оборудованием МЧС Кронштадтского района. Десятиклассники ежегодно участвуют в дальних морских походах на учебных кораблях. Так что после окончания корпуса наши кадеты имеют и крепкие начальные знания военно-морского дела, и практические навыки морской службы, и хлебнули морской службы на кораблях в дальнем походе.
- Как вы наладили взаимодействие с шефствующими войсковыми частями и военно-учебными заведениями?
- Наш корпус связывают давние добрые отношения с Военно-морским политехническим институтом. Каждый год разрабатывался и реализовывался план совместной работы с ВУНЦ ВМФ «Военно-морская академия». Выпускники корпуса посещали дни открытых дверей высших военно-учебных учреждений Санкт-Петербурга, встречались с представителями вузов, которые рассказывали о военных специальностях, правилах приёма и обучения в вузах. В рамках дополнительного образования кадеты 9-10 классов знакомились с устройством и организацией боевой подготовки на кораблях Ленинградской военно-морской базы, отрабатывали борьбу за живучесть корабля и посадку на плоты на УТС.
Корпус связывают многолетние дружеские отношения с Санкт-петербургским морским бюро машиностроения «Малахит» имени академика Н.Н. Исанина. Скоро пятнадцать лет как руководство и коллектив этого прославленного предприятия шефствует над нашим учебным заведением. Руководство бюро учредило именные стипендии, которые по представлению педагогического совета корпуса по итогам учебного полугодия выплачиваются отличникам учёбы.
Большую помощь в проведении катерной и шлюпочной практики оказывают нам офицеры и моряки войсковой части №45707.
- В настоящее время происходит активное внедрение цифровых технологий во все сферы жизнедеятельности общества, в том числе и в военном деле. В этих условиях система образования должна эффективно реагировать на изменяющиеся условия и готовить кадры с соответствующими компетенциями…
- С каждым годом всё больше наших мальчишек хотят заниматься робототехникой, программированием, 3D-моделированием. Именно поэтому с 2017 года в корпусе реализуется образовательный проект «Центр информационных инженерных образовательных технологий», основной целью которого является построение современной адаптивной системы инженерно-технической подготовки кадет.
Учитывая морскую направленность подготовки кадет, мы планируем развивать такие направления, как инновационное судомоделирование, подводная и морская робототехника, баллистика и навигация, создание и управление беспилотными аппаратами в различных сферах и их использование в интересах военно-морского флота, безопасность компьютерных сетей.
Первые кадетские работы в рамках деятельности центра были представлены на Международных военно-технических форумах «Армия-2017», «Армия-2018», молодежной научно-практической конференции «Юный робототехник», Международном фестивале инновационных научных идей «Старт в науку».
Надеюсь, что развитие в корпусе инновационно-инженерного направления позволит нам повысить заинтересованность кадет, возможность их поступления в высшие военно-морские учебные заведения.
- Что кроме общеобразовательных предметов может предложить корпус своим воспитанникам?
- В соответствии с требованиями Закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» в корпусе организована внеурочная деятельность. Мы изучили интересы детей и разработали программы обучения, которые отвечают их потребностям. Большой интерес у кадет вызывают занятия по военной истории в искусстве, военно-морской подготовке, занимательной биологии и математике, в шахматной школе.
Более тридцати исследовательских объединений, кружков, спортивных секций и клубов по интересам создано в рамках дополнительного образования. Кадеты занимаются робототехникой, созданием квадрокоптеров, 3D-моделированием. В корпусе работают фото-видеостудия, кружок журналистики. Кадеты под руководством педагогов дополнительного образования выпускают видеогазеты, журнал «Кадет Кронштадта», газету «Морское братство». Любители шахмат занимаются в клубе «Морской гамбит».
Ансамбль танца и ансамбль барабанщиков корпуса являются участниками концертов и художественных конкурсов Кронштадта и Санкт-Петербурга. Созданы спортивные секции по различным видам спорта, в том числе и военно-прикладным (гребно-парусное многоборье, пулевая стрельба, автодело, управление маломерными судами).
Для любителей художественного творчества в корпусе создан информационно-образовательный центр «Русский музей: виртуальный филиал». Это масштабный международный проект Русского музея, воплощающий идею доступности крупнейшего собрания национального русского искусства.
Таким образом мы создали возможности каждому кадету найти занятие по душе, реализовать свои интересы в различных областях знаний и деятельности.