Российский истребитель-перехватчик МиГ-35 готов пойти в серию
Таким образом, до конца текущего года будет полностью закрыт контракт в рамках гособоронзаказа на передачу в полки первых 6 новейших крылатых машин поколения 4++.
Славная история перехватчика
МиГ-35 возник как естественное развитие своего предшественника - МиГ-29. Эта заслуженная машина получила весьма красноречивый код у наших натовских «недрузей» - Fulcrum, то есть, в переводе с английского, «точка опоры». Кстати, столь востребованный уже несколько десятилетий на мировых рынках вооружения истребитель в 1977-м году стал первым учебно-боевым самолётом (тогда он ещё был «изделием 9-12»), способным полномасштабно и без всякой скидки выполнять задачи, поставленные командованием.
Справка
Снабжённый надёжным двигателем РД-33 29-й был воспринят как настоящее открытие, когда он появился на выставке авиатехники в Фарнборо, в уже далёком от нас 1988-м году. А потом, в 2006-м, истребитель вновь срывает аплодисменты даже у оппонентов России, когда продемонстрировал на той же экспозиционной площадке новую модификацию с ОВТ - отклоняемым вектором тяги благодаря всеракурсному соплу.
Даже Североатлантический альянс не устоял
Популярность классического, то есть без изменяемого вектора тяги, МиГа столь велика, что Польша, например, продолжает эксплуатировать свой парк этих истребителей, несмотря на настойчивые рекомендации старших партнёров по НАТО заменить борта на что-то западное. Варшава проявила принципиальное и последовательное упорство по данному вопросу, забрав «за символический евро» 10 МиГов у Чехии и 18 у немецкой Люфтваффе.
Помимо этого уже самого по себе удивительного факта, есть и ещё одна история, о которой не любят вспоминать натовские эксперты. Кроме Польши, другая страна из Вышеградской группы - Словакия - сохраняла МиГ29А до конца 2018 года.
Такое решение было принято 10 лет назад центрально-европейским государством после учебных боёв между советскими уже «немолодыми» истребителями и последней модификацией F-16. Советская техника одержала верх над звёздно-полосатыми изделиями, причём с абсолютно разгромным счётом. После этого американские инженеры представили Пентагону отчёт, признав, что в области лёгких истребителей США отстали от России приблизительно на два десятилетия. Комментарии тут излишни, хотя уже в ноябре 2018-го лоббисты из Госдепа всё-таки продавили Братиславу на замену «морально устаревших МиГов» на «великолепные F-16».
Уникум истребительной авиации
О не имеющих аналога характеристиках этой уже немолодой техники поведал «Звезде» и заслуженный военный лётчик России генерал-майор Владимир Попов, обладающий реальным опытом боевых действий в горячих точках: «По скоростным характеристикам только последние модели F-16 близко подходят к МиГ-29. А в начале и средний период жизни самолёта там было превосходство в скорости на средних и больших высотах. Цифры говорят, что у нас радиус разворота меньше и самолёт может войти в заднюю полусферу удобную для атаки». Добавим, что действительно угловая скорость установившегося разворота по тангажу составляет для МиГ-29А порядка 23,5 град/с, что сравнимо лишь с современным многоцелевым истребителем «Rafale» и превосходит F-16.
Поэтому стоит ли удивляться тому факту, что до сих пор, как рассказал «Звезде» генеральный директор АО «РСК "МиГ"» Илья Тарасенко, в мире эксплуатируется порядка тысячи самолётов родом с улицы Поликарпова, где исторически находится головное КБ МиГа. Кстати, и в российских ВВС по-прежнему около 200 грозных крылатых машин этого поколения остаются в строю.
Но рано или поздно наступает время переходить на новое. Новый уровень - 4++ - получил достойное воплощение в машине из Луховиц, впервые в истории боевой российской авиации использующей композитный планер из полимеров (за исключением несущих элементов), что немедленно сказалось и на углах атаки, и на тяговооружённости, и на других не менее существенных характеристиках совершенно уникальной техники. Кроме того, на МиГе последнего поколения установлена РЛС «Жук-А». ФАР боевой машины обнаруживает до 30 целей на расстоянии порядка 160-200 км при активном ведении до десяти из них.
Кто на свете всех сильнее?
Как и его предшественник - МиГ-29 - 35-я машина имеет те же восемь точек подвески и может нести самый широкий набор возможного вооружения. Кроме того, истребитель обладает как бы бинокулярным зрением, как то и подобает хищнику, находящемуся на самом верху пищевой цепочки. То есть у него аж целых две оптико-локационные станции с тепловизионным и телевизионным каналами. Одна из них контролирует переднюю полусферу, а вторая отслеживает землю. Это, скорее всего, продукт российского холдинга «Швабе» (названа в честь купца Фёдора Швабе, штаб-квартира компании находится в Екатеринбурге).
Справка
Впервые в мире оптико-локационная станция для самолётов была разработана именно в СССР. Лишь потом наше изобретение было тщательно скопировано всеми остальными зарубежными фирмами-изготовителями.
Несомненно, машина удалась. И по этому поводу считаю необходимым процитировать Евгения Даманцева из «Военного вестника»: «По расчётам военных аналитиков, в воздушном бою на средних дистанциях МиГ-29С по эффективности превосходит истребители F-16C и Rafale на 10%, а Mirage 2000-5 и JAS39 Gripen - на 25%».
Оставим этот пусть и лестный для нашей техники, но пока ещё не подтверждённый на практике комментарий на совести коллеги и его источников, но всё же отметим, что в этом году - во время Пятого юбилейного Международного военно-технического форума «Армия-2019»! - был подтверждён оборонзаказ на новое детище ОКБ.
Зачем и когда он нам нужен
В настоящее время испытания проходят только две машины. Для полновесной сертификации скоро к ним присоединятся ещё четыре. Дополнительные борта ожидаются буквально со дня на день. А всего до 2020 года должно быть поставлено 6 боевых единиц техники для ВВС. Согласно государственной программе вооружений, до 2027 года в строевые эскадрильи поступят 24 машины из Луховиц.
Так зачем России потребовался новый лёгкий истребитель «полуторного» поколения 4++? Ведь совсем недавно речь шла о принципиально новой прорывной машине шестого - даже не пятого! - уровня... И вот всё же вместо первых прототипов инновационной техники мы видим пусть и весьма хорошую, но всё же в значительной мере производную от старшего собрата машину...
Ответ на этот вопрос лежит фактически на поверхности.
Справка
Современная доктрина ведения воздушной войны предполагает наличие лёгких истребителей, которые призваны брать на себя первый удар. Они легче и дешевле тяжёлых «терминаторов» семейства «Сухой». Соответственно, их должно быть элементарно больше.
Постепенное списание МиГ-29 и неторопливая разработка тяжёлого истребителя-перехватчика МиГ-41 заставили инженеров предложить оборонке промежуточную версию самолёта. Он, конечно, не отличается кардинально от уже летающей техники, но всё же в его конструкцию внедрены элементы, которые будут использоваться на следующей машине Микояна. Произведя эту машину, разработчики минимизируют риск конструктивных неудач для последующих моделей. У инженеров появляется возможность протестировать - причём не на одном прототипе, а на целой серии - всё то, из чего будет формироваться облик новых машин как пятого, так и, в дальнейшем, шестого поколений «МиГ».
МиГ-35 полетит за рубеж
Есть и ещё один крайне важный для современной России момент: для сохранения нашего экспортного потенциала мы просто обязаны предоставить 28 странам-клиентам, владеющим МиГ-29, возможность обновить свой парк лёгких истребителей за счёт новой машины. Это не просто вопрос престижа, а ещё и поддержания наработанных каналов сбыта - в Индии, Алжире, Малайзии и ряде других государств.
Между прочим, можно смело утверждать, что МиГ-35 не имеет аналогов в мире, так как это не просто лёгкий скоростной многофункциональный истребитель, но и самый дешёвый боевой самолёт в своей категории.
Справка
В ценах 2016 года МиГ-35 мог обойтись покупателю приблизительно в 45 миллионов долларов. Речь шла о фьючерсных сделках. F-16 стоил тогда же порядка 200 миллионов долларов.
Инженеры российской оборонки с честью выдержали очередное испытание и, как всегда, оказались на высоте. Причём речь идёт уже о новом поколении самолётостроителей, пришедших в промышленность после окончания советского периода. Так что не заделом прежних времён жив авиапром, а новыми талантами и достижениями.