Десантный фирменный секрет капитана Алексея Кузнецова
© Фото автора
Высадка десанта на плаву.

Десантный фирменный секрет капитана Алексея Кузнецова

Как десантно-штурмовая рота каспийской морской пехоты завоевала почётное звание ударной
02 июля 2019, 10:30
Реклама
Десантный фирменный секрет капитана Алексея Кузнецова
© Фото автора
Высадка десанта на плаву.
Читайте нас на: 

На войсковую стажировку в морскую пехоту с выпускного курса Рязанского десантного училища направлялись только добровольцы. Алексею Кузнецову, по его мнению, повезло - не успел как следует принять взвод, командир которого был в отпуске, как поступил приказ в составе ротной тактической группы погрузиться на БДК «Саратов» и уйти в район несения боевой службы.

Вдохновение и соль морской пехоты

Это было всё сразу: и наука морской десантной подготовки, которую в Рязанском училище не преподавали, и практика службы на боевом корабле вдали от берегов, и зачёт по военной педагогике - во взводе даже «срочники» старших призывов в морпеховском деле были куда более сведущи, чем их командир. Но оморячивание курсант Кузнецов прошёл достойно. И плафон с забортной солёной водой выпил не морщась, и памятное удостоверение морского пехотинца получил вместе со всеми, кто первый раз нёс боевую службу на корабле. Как оценка за стажировку прозвучали слова замкомбата майора Алексея Шарова, командовавшего тактической группой десантников в чёрных беретах на том морском походе:

- Такие взводные командиры нам в батальоне нужны. Будет вакансия - к выпуску пришлём запрос.

Морской пехоты капитан. А. Кузнецов.
© Фото автора
Морской пехоты капитан. А. Кузнецов.

Но судьба распорядилась иначе, лейтенант Алексей Кузнецов начал свою службу в батальоне морской пехоты Каспийской флотилии командиром десантно-штурмового взвода.

Понял и вдохновение, и соль морской пехоты. Приморский полигон морских пехотинцев «Аданак» очень скоро показал, что служба и боевая учёба морского десанта круто замешена солёным потом его бойцов. Особенно это проявляется в десантно-штурмовых подразделениях - в тыл противника они учатся высаживаться не только с моря, но и с неба - парашютным способом, тактика действий боевых групп в составе вертолётного десанта оттачивается здесь тоже с особой тщательностью. Всё это Кузнецов хорошо усвоил ещё в училище, а за первые годы офицерской службы обстоятельно превращал в практические навыки и прикладную боевую выучку подчинённых. Комбат подполковник Олег Ковалёв на пристальном учёте держал результаты службы молодых офицеров, справедливо считая, что именно качество их индивидуальной работы с моряками во многом определяет уровень боеспособности батальона.

Каспийцы ударной десантно-штурмовой роты и их командир.
© Фото автора
Каспийцы ударной десантно-штурмовой роты и их командир.

Педагогика боевого братства

А спустя шесть лет после курсантской стажировки Алексей Кузнецов снова ступил на борт БДК «Саратов» - уже в капитанском звании командиром десантно-штурмовой роты каспийцев. А потом его морские пехотинцы в передовом отряде батальонной тактической группы под командованием подполковника Александра Картавкина зацепятся за выжженный клочок крымского полигона. Дерзкий манёвр и точный огонь кузнецовской роты обеспечат расширение плацдарма для высадки основных сил батальонной тактической группы. Его бойцы покажут в этом бою не только крепкую психологическую закалку, но и умение грамотно ориентироваться на поле боя, что позволит им эффективно использовать тактические действия малыми боевыми группами при захвате морского побережья.

С моря - на берег, в бой.
© Фото автора
С моря - на берег, в бой.

А высадившаяся из вертолётов Ми-8 в тылу «противника» мобильная воздушно-штурмовая группа заместителя командира роты по ВДП старшего лейтенанта Алексея Карпова своей боевой дерзостью позволила Кузнецову блестяще выполнить ближайшую тактическую задачу. И это - лишь один эпизод из масштабных командно-штабных учений Южного военного округа, на которых недавно отличились морские десантники подразделения.

- Мне легко командовать ротой, - откровенничает Алексей Кузнецов. - С командирами взводов, а они - мои однокашники по Рязанскому десантному училищу, у нас полное взаимопонимание и единство взглядов на методики подготовки и воспитания моряков. К тому же в  морском и воздушном десантах есть общий «фирменный» секрет - здесь боевое братство приобретает особую педагогическую значимость. И в итоге становится важным компонентом боеспособности подразделения.

Профи трёх стихий

По сути, служба десантно-штурмовых подразделений морской пехоты и нацелена на выполнение боевых задач в трёх стихиях: на море, на суше и с неба. Сам капитан Кузнецов получил квалификацию парашютиста-инструктора, около сотни раз спускался с небес на землю под куполом парашюта, случалось, что и не только на землю, а и на воду, и  это уже считается особым усложнением десантирования. Любовь к небу командир прививает и своим бойцам - программа парашютных прыжков ротой выполняется неукоснительно, а большинство из его «морпехов» хотели бы шагать в небо с высоты птичьего полёта ещё и ещё.

Морпехи шагают в высь. Учебные прыжки с парашютом.
© Фото автора
Морпехи шагают в высь. Учебные прыжки с парашютом.

Впрочем, подобная увлечённость заметна не только в парашютной подготовке. Капитан Кузнецов стал инициатором снайперского движения в своём подразделении. За движитель в этом деле взял состязательность в огневой подготовке и незамысловатый девиз: «Первый выстрел - в цель!» Звучит ярко, но достигается непросто. В последнее время это наглядно проявляется в каждом учебном бою - в подразделениях морской пехоты стали применяться лазерные имитаторы стрельбы и поражения (ЛИСП). Так что становится сразу видно, насколько бойцы владеют своим оружием и как способны уйти от вражьего прицела. Учебные стрельбы подразделения тоже превращаются в соревнования. Соперничество царит на них острейшее. Каждый меткий выстрел и каждый промах рассматриваются в деталях. Гласность результатов и их динамика у каждого бойца постоянно на слуху всей роты. И сегодня повторный выстрел или короткая автоматная очередь по одной и той же мишени позволительна только новичкам. На втором году службы за такую стрельбу подначек придётся наслушаться - не приведи бог!

Точно поставить задачу - командирский талант.
© Фото автора
Точно поставить задачу - командирский талант.

И, вообще, Кузнецов считает, что уровень личной выучки каждого бойца - дело, так сказать, «семейное», касается он всей роты. И не удивительно, что любой матрос вам без заминки назовёт по именам лучших специалистов своего ударного коллектива. Кстати, и авторитет здесь складывается в первую очередь по боевым качествам «морпеха», а не по умению бить себя в грудь. Может, именно поэтому десантно-штурмовая рота капитана Кузнецова - надёжный и сплочённый коллектив настоящих военных профессионалов.

Многие моряки служат здесь уже по третьему контракту. Большинство из профессионалов морского десанта освоили несколько боевых специальностей, вполне могут справляться с обязанностями командира взвода. И ещё один штрих профессионализма подчинённых капитана Кузнецова: командир взвода десантно-штурмовой роты старший лейтенант Виктор Брызгалин в международных состязаниях «Морской десант» привёл российскую команду к победе, а в личном зачёте был признан лучшим командиром взвода морской пехоты. Кстати, костяк той команды победителей, в которую входили представители всех наших флотов, составили девять «морпехов» десантно-штурмовой роты Алексея Кузнецова. А ещё его подчинённые в числе первых  среди подразделений каспийской морской пехоты заслужили почётное звание ударной роты.

Атака десантно-штурмовых бойцов.
© Фото автора
Атака десантно-штурмовых бойцов.

Когда разговор зашёл о видении перспектив службы, ротный морских десантников задорно улыбнулся и сказал:

- Плох, наверное, тот капитан, который не метит в генералы...

Что ж, в тридцать три года командир ударной десантно-штурмовой роты морской пехоты имеет все основания для реализации такой перспективы. Остаётся только пожелать ему на нелёгком командирском пути доброй офицерской удачи.

Реклама
ВЫСКАЗАТЬСЯ Комментарии
Реклама