Як-141 взлетает с палубы.

Палуба вертикального взлёта для турецкого ВМФ

Совместный российско-турецкий проект в области палубной авиации может заложить фундамент длительного геополитического сближения двух ключевых государств Чёрного моря.
29 июля 2019, 06:15
Реклама
Палуба вертикального взлёта для турецкого ВМФ
© mil.ru
Як-141 взлетает с палубы.
Читайте нас на: 

Предложение, которое сделал Турции глава российской госкорпорации «Ростех» Сергей Чемезов - заменить американский истребитель Ф-35 российским Су-35, пока не стало полностью актуальным, поскольку американцы ещё никаких окончательных решений относительно поставок своего самолёта туркам не приняли. И не факт, что примут.

Хотя вероятность такого развития событий довольно высокая. И дело не только в подрыве возможностей США по завоеванию господства в воздухе, но и в том, что для Вашингтона в принципе неприемлемо такое своеволие его официальных союзников.

США и Турция обречены на сотрудничество в области ВПК?

Это что же получается? Если закрыть глаза на турецкие вольности с С-400 и не запрещать поставку этой стране Ф-35, то уже завтра это послужит сигналом для всех остальных сателлитов Америки, которые станут наперегонки занимать очередь за самыми передовыми в мире российскими системами ПВО, будучи полностью уверенными, что им за это ничего не будет!

Вот почему примерное наказание Турции приобретает для Штатов характер категорического императива даже вне зависимости от военно-технических треволнений.

Анкара, в свою очередь, гнуть спину перед Америкой тоже не будет. Я неплохо узнал турок в период журналистских командировок в Блистательную Порту. И знаю, что это довольно гордый народ, весьма далекий от состояния аморфного киселя.

Поэтому дальнейшее усиление американского давления на эту страну может вызвать только зеркальный турецкий ответ. И в этом смысле импульс к сближению с Россией станет только ещё сильнее.

Однако, даже при таких благоприятных условиях, предложение российской стороны может показаться Турции недостаточно комфортным. И тому есть одна очень существенная причина, которую у нас почему-то не склонны принимать во внимание.

Дело в том, что Турция активно развивает свой военно-морской флот, пополняя его всё более крупными и мощными боевыми единицами. 

В частности, не далее как в начале мая с.г. был спущен на воду первый турецкий универсальный десантный корабль L 400 Anadolu.

Турецкий Anadolu станет cамым крупным боевым кораблем в истории турецкого флота.
© navy.mil
Турецкий Anadolu станет cамым крупным боевым кораблем в истории турецкого флота.

Справка

При полном водоизмещении 27,5 тыс. тонн и длине корпуса 231 метр УДК Anadolu станет cамым крупным боевым кораблём в истории турецкого флота, превзойдя линейный крейсер Yavuz (Goeben) времён Первой мировой войны. Выступая на церемонии резки стали 30 апреля 2016 г., президент Турции Реджеп Эрдоган заявил, что данный корабль воплощает первый шаг на пути к созданию собственного турецкого авианосца и что Anadolu будет первым кораблём флота, призванным использовать самолёты Ф-35Б.

Известно также, что руководство судостроительной компании Sedef ещё в начале 2017-го года сообщало, что ведёт переговоры с министерством обороны Турции относительно строительства второго универсального десантного корабля типа Anadolu.

Таким образом, уже в недалёком будущем ВМС Турции пополнятся одним или даже двумя авианесущими кораблями.

И если развитие отношений между Анкарой и Вашингтоном и дальше пойдёт по весьма вероятному негативному сценарию, то турецкие универсальные десантные корабли могут легко превратиться в разновидность самоходных барж, начисто лишённых своей основной авианесущей функции. Фактически туркам придётся выбросить на ветер миллиарды долларов. И вообще поставить жирный крест на своих военно-морских и геополитических амбициях.

Единственным самолётом в мире, пригодным для эксплуатации с таких кораблей, является американский палубный истребитель укороченного взлета и посадки Ф-35Б. Который точно так же, как и его сухопутный собрат Ф-35А, подпадёт под экспортные ограничения Вашингтона и не будет поставлен Анкаре.

Именно это обстоятельство может оказаться для турок очень серьёзной, практически якорной мотивацией для недопущения окончательного разрыва с США. Слишком высоки для них ставки и велики возможные потери.

Является ли эта ситуация для них безвыходной? Практически да. Особенно в том случае, если мы по-прежнему упорно будем упускать возможности по её преодолению.

Россия может стать для Турции новым поставщиком истребителей

Речь идет о тех возможностях, разумеется, которыми располагает Россия. И которые могут оказаться настоящей находкой для Турции!

Не стоит забывать, что у истоков программы американского палубного Ф-35Б стояла именно русская инженерно-конструкторская мысль! И американская компания «Локхид-Мартин» построила этот самолёт на основе концепции и технической документации, которые она, в период распада СССР, проворно выкупила у России.

Справка

Прообразом Ф-35Б был советский палубный истребитель Як-141, которому не повезло родиться именно в момент распада великой страны. По этой причине, а также в связи с почти полной кончиной советского авианосного флота, он не был принят на вооружение и не пошёл в серию. И это притом, что разработка данного самолёта уже была практически завершена и степень его доводки до серийного образца была весьма высокой.

Этот самолёт, если придать должное значение сложившейся и описанной выше военно-политической ситуации, может стать полноценной и единственно возможной заменой американскому палубнику для кораблей типа УДК!

F-35 - американский палубный истребитель укороченного взлета и посадки.
© navy.mil
F-35 - американский палубный истребитель укороченного взлета и посадки.

Времени для реализации данной идеи у России и Турции вполне достаточно. Корабль (или корабли) типа Anadolu будут достраиваться и доводиться до оперативной готовности ещё не один год. За это время, при наличии практически готового самолёта, технической документации и совместного российско-турецкого финансирования (это ещё один большой плюс идеи!), не составит особого труда подготовить соответствующую производственную площадку и необходимые кадры специалистов. Российский военный авиапром сегодня на подъёме, ему вполне по плечу довести эту почти готовую машину до современного технологического уровня и поднять её на крыло.

Як-141.
© mil.ru
Як-141.

Тем более в ситуации, когда соответствующее государственное решение в РФ уже состоялось. Ещё в 2017-м тогдашний заместитель министра обороны РФ Юрий Борисов объявил, что программа разработки нового палубного истребителя укороченных взлёта и посадки уже находится в стадии реализации. С учётом этого факта, привлечение к проекту финансовых возможностей Турции становится делом вполне реальным.

А неопасно ли партнёрство с Турцией для нас?

Теперь о том, что касается извечно больного вопроса - не слишком ли Россия раскрывает объятия Турции, которая, чего доброго, может использовать те же авианесущие УДК против нашей страны? Отвечаю. Во-первых, совместная программа создания палубного истребителя поможет профинансировать строительство аналогичных российских УДК, которые, в отличие от тяжелых авианосцев, могут оказаться весьма практичными кораблями для действий в ближней морской зоне.

Проект российского вертолетоносца.
© wikipedia.org
Проект российского вертолетоносца.

А во-вторых, на самый крайний случай, у России в Чёрном море имеется непотопляемый авианосец с гордым именем Крым, против которого никакие турецкие кораблики, как говорится, «не пляшут».

Почему-то уверен, что стоит только озвучить, в серьезном ключе, разумеется, эту идею нашим черноморским партнёрам, как она им очень понравится. И, самое главное, может стать как раз той последней соломинкой, способной переломить хребет быку. Что определит на многие годы и десятилетия вперёд стратегический и геополитический выбор нашего ближайшего и весьма мощного черноморского соседа. И этот выбор будет в пользу России!

Реклама
ВЫСКАЗАТЬСЯ Комментарии
Реклама