© Фото из архива
Первая команда бойцов «Группы «А» в 1974 году.

Группа «Альфа», противостоящая мировой «мятеж-войне»

Легендарной группе «Альфа» - подразделению «Антитеррор» ФСБ России исполнилось 45 лет. Мало кому в гражданском обществе известна эта дата - 29 июля 1974 г., когда глава КГБ СССР Юрий Андропов подписал приказ о создании новой элитной боевой единицы, призванной бороться с ещё мало известной в те времена на советской земле угрозой терроризма
Реклама

Помнится, в 1997 г. Владимир Елисеев, вице-президент Ассоциации ветеранов группы «Альфа», вспоминал, что советские руководители тех лет внимательно изучили то, что произошло во время летних Олимпийских игр в Мюнхене в 1972 г. Специальные силы Германии да и других западных стран столкнулись с абсолютно новым видом ведения боевых действий, сопряжённых с повышенной демонстративной жестокостью, бескомпромиссностью при переговорах с властями, употреблением химических нейростимуляторов, приводящих к абсолютно неадекватным действиям со стороны террористов - новой чумы XX и теперь уже XXI столетий.

Справка

За годы существования группа «Альфа» провела более 1.000 оперативно-боевых операций, в том числе 10 крупномасштабных миссий по освобождению заложников. Одно из самых тяжёлых и кровопролитных для подразделения мероприятий - освобождение детей Беслана 1 сентября 2004 г. После той страшной трагедии на Николо-Архангельском кладбище в Москве появилась отдельная аллея - с бойцами, павшими во время штурма школы. Многие из них выносили детей из-под огня, другие не имели возможности применить оружие из-за опасения попасть в сотни малолетних заложников.

 

 

Как появилась «Альфа», или кто придумал терроризм

Похоже, что до сих пор мало кто в Российской Федерации знает, что классическим примером - своеобразным «учебником» для террористов всех мастей и рангов являются так называемые «Красные Бригады», свирепствовавшие в Европе в семидесятые годы прошлого века.

Уже в наши дни - в 2004 г.  швейцарский историк Даниэле Гансер доказал, что на самом деле элитные бойцы этого террористического формирования численностью до 25 тысяч человек (!) были тщательно подготовлены на военных базах ЦРУ и засланы в Европу для того, чтобы убийствами и взрывами переломить политический курс западноевропейских государств (книга «Секретные армии НАТО: Операция «Гладио» и терроризм в Западной Европе») . И им это вполне удалось.

Получается, что образованная в 1974 г. группа «Альфа» столкнулась не просто с бандитами и психически больными людьми, взявшими в руки оружие, но с великолепно натренированными профессионалами, элитным «пушечным мясом» родом из-за океана. Фактически «альфовцы» оказались на переднем фланге новой войны, развёрнутой Пентагоном вкупе с ЦРУ против нашей страны, войны, в которой не щадили даже население стран-союзников. Впрочем, у США, как и у Великобритании, нет союзников, а есть только интересы.

Когда понимаешь эту страшную истину, то с ещё большим уважением относишься к подвигу людей, сумевших выставить заслон новым хорошо продуманным методам нападения на наше пространство - убийства мирных людей. И Владимир Елисеев, и Алексей Филатов, другой вице-президент Ассоциации ветеранов элитного подразделения, делают особый акцент на таких событиях в боевой биографии группы, как штурм дворца Амина в Афганистане в 1979 г., освобождение заложников из самолёта в 1983 г. в Тбилиси (операция известна, как «кровавая свадьба»), штурм захваченного уголовниками изолятора  - с арсеналом оружия - в Сухуми в августе 1990 г. и, конечно же, штурм больницы в Будённовске в июне 1995 г.

Пожалуй, именно после завершения событий в Будённовске нашему высшему руководству стало окончательно ясно, что Россия, впрочем, как и многие другие ничего не подозревающие страны, противостоит отнюдь не «стихийному терроризму», а новой американской стратегии - тому, что сейчас уже широко известно профессионалам под термином «мятеж-война» (более широко используется - гибридная война) или, как принято это называть в войсках НАТО, «организация серых зон».

Не вдаваясь в подробности того, что в своё время начал разрабатывать ещё печальной памяти Троцкий, можно сказать, что первый этап ведения боевых действий по подобному сценарию всегда связан с появлением якобы «спонтанно» возникающей группы террористов - борцов за освобождение, действия которых ведутся с наглым размахом и беспрецедентной жестокостью для получения общественного резонанса, как правило, через прикормленные подручные СМИ. Примерам, включая Сирию, Ливию, Ирак, Грузию и т. д., несть числа.

В этой связи, с учётом изменившейся оперативной обстановки, в 1998 г. на основе группы «Альфа» и других элитных подразделений спецназа России был образован Центр специального назначения (ЦСН).

Справка

Центр специального назначения сформирован по решению директора ФСБ России В.В. Путина 8 октября 1998 г. В него вошли группа «Альфа», группа «Вымпел», управление «С», управление «К», II служба СН, служба вооружения. За годы деятельности сотрудникам ЦСН более 2 тысяч раз вручались награды, 20 из них получили звание Герой Российской Федерации.

Кто достоин служить в «Альфе»

Во многих статьях очень любят ставить в один ряд такие понятия, как «супермен» и «спецназовец». Конечно, по многочисленным свидетельствам ветеранов и самой «Альфы», и других спецчастей ЦСН ФСБ РФ, можно утверждать, что хотеть служить в «Альфе» мало - для этого надо иметь сверхподготовку и особый склад психики. Так, А. Филатов вспоминает, что не сумел попасть в подразделение, несмотря на все свои спортивные разряды, умение бегать и стрелять. И только счастливая случайность, или, точнее, Провидение, даровало ему возможность показать себя и быть, наконец, зачисленным в эту спецчасть.

И А. Филатов, и В. Елисеев, и многие другие, наверное, согласятся с тем, что стандартных судеб у лучших бойцов антитеррористического фронта не бывает. Все они по-своему уникальны, как уникально оружие, созданное в единичных экземплярах. Но у всех ветеранов, судя по их рассказам о реальных событиях, можно смело выделить одно свойство, присущее людям «А», - готовность к самопожертвованию.

Подвиг офицера

Ярким примером такого спокойного мужества высшей, почти нечеловеческой для среднего обывателя, пробы служит судьба полковника Анатолия Савельева, получившего посмертно звание Героя России. Во время проведения спецоперации по освобождению заложника 19-20 декабря 1997 г. он предложил террористу, удерживавшему гражданское лицо в машине на паркинге посольства Швеции, поменять этого человека на... самого себя. После того, как преступник стал душить Савельева прямо в салоне авто, у него случился сердечный приступ, повлекший за собой немедленную смерть. Никто не заставлял полковника идти на подвиг. Но иначе он просто не умел жить.

Таких примеров в «Альфе» множество. Чего, например, стоит профессиональный путь переговорщика с террористами Сергея Милицкого, потерявшего в ходе одной из операций глаз, и после этого занявшегося ещё более страшной работой?

Раз за разом этот человек шёл безоружным на встречу со смертью - он занимался сбором разведданных во время второй чеченской войны, входил в плотный контакт с преступниками, побеждал их в уме и хитрости, получал необходимые сведения, а при необходимости, подобно А.Н. Савельеву, отправлялся к террористам, удерживавшим заложников, пытаясь наладить с ними контакт и воспрепятствовать убийству людей.

С чем столкнутся «Альфа» и ЦСН завтра

Руководство Сил специальных операций (ССО) США изменило приоритетный театр ведения активных операций с Ближнего Востока на территорию Евразии. Отныне основными «оппонентами» американских элитных антитеррористических подразделений являются не собственно террористы, а... Россия и КНР. Информацию об этом опубликовал в феврале текущего года The Washington Times.

Выступивший на одном из совещаний командования ССО полковник Патрик Дагган (Patrick M. Duggan), бывший командир батальона III группы сил спецопераций, в настоящее время - ответственный за кибербезопасность Совета национальной безопасности США, заявил о необходимости организации гибридной войны как в киберпространстве, так и при проведении точечных «активных мероприятий» на территории стран вероятного противника, то есть в том числе и на территории России. Дагган заявил о необходимости организации «серых зон на стыке "горячей" и "холодной" войны».

Получается, бойцам ЦСН в целом и, в частности, «Альфы» предстоит противостоять «мятеж-войне», организованной через соответствующие страницы Интернета для перерастания широкомасштабных социальных акций в боестолкновения с обязательным кровопролитием.

Справка

Стратегию «мятеж-войны» Вашингтон оттачивает со времён «студенческой революции» мая 1968 г. в Париже - сразу после того, как генерал Де Голль заявил о выходе своей страны из военной группировки НАТО и потребовал у США обменять бумажные доллары на золото.

Правда, никогда раньше Вашингтон ещё не объявлял столь открыто и нагло о том, что, по сути, национальная территория России уже официально рассматривается как зона боевых действий. Крупномасштабным центром по подготовке террористов и диверсантов является Яворовский полигон в западной части Украины. Получается, что бойцы «Альфа» должны также поменять свою тактику и, к сожалению, готовиться к тому, что их опыт и профессиональные навыки будут ещё более востребованными на службе Отечеству.

Дата 29 июля действительно мало кому известна за пределами круга узко посвящённых. Но всё-таки, вслед за сайтом «Национальная безопасность», мне хочется процитировать строчки песни Александра Гаврюшкина:

«День группы "А" не празднуют в России.

Так мало, люди, знаем мы о ней - 

О группе, где ребята золотые.

В России нет храбрее их людей».

Реклама