Турецкий «Триумф». Кто на очереди?
Когда шасси первого транспортного Ан-124 с комплексами С-400 на борту коснулись посадочной полосы турецкой авиабазы Мюртед, на рынке вооружений началась новая эпоха.
Купив ЗРК у России и наплевав на угрозы США, Турция, член НАТО и многолетний торговый партнёр Вашингтона, создала прецедент, последствия которого вряд ли кто-то возьмётся предсказать. Ведь выкарабкаться из торговой зависимости от дяди Сэма хотели бы многие. По некоторым данным, в приобретении наших С-400 «Триумф» заинтересованы более десятка стран, часть из которых, как и Турция, до сих пор были ориентированы именно на американский рынок. Они с интересом наблюдают, какие рычаги давления применит Вашингтон и чем всё это закончится для вышедшего из повиновения Эрдогана.
Плюнуть и отползти?
- У нас есть право и возможность использовать ЗРК С-400 там, где он нам больше всего нужен. Если наша страна подвергнется нападению, мы использует эту систему, - эти слова турецкого лидера Реджепа Эрдогана кому-то могут показаться бравадой. На самом же деле, не исключено, что позиция Анкары базируется на выверенной оценке расклада сил в заочном споре с США. Американцы пригрозили прекратить поставки истребителей F-35? А как насчёт контрактов на миллиарды долларов и позиции доминирующего продавца вооружения как минимум среди стран НАТО?
Между тем Турции есть чем ответить. Взять хотя бы тот факт, что именно в Турции производится несколько наименований комплектующих для тех же F-35. Турецкие компоненты используются в производстве каждого самолёта этого типа, в цепочке поставок участвуют 10 турецких фирм. Выкопав томагавк торговой войны, американские производители будут вынуждены потратить кучу денег на импортозамещение. И это не считая прямых потерь от прекращения поставок, ведь контракт предусматривал передачу турецким ВВС 120 истребителей-бомбардировщиков на 10 миллиардов долларов. Передано же пока только... четыре машины.
Прибавим сюда имидживые потери от раздрая в НАТО… Плюс тот факт, что ухудшение отношений с Турцией - ну никак не ко времени, учитывая возможное обострение на «иранском фронте». Аналитики Пентагона все последние месяцы просчитывали варианты, а в головах крутилась мысль: а может, плюнуть и отползти?
Проучить непокорного Эрдогана может оказаться таким дорогим удовольствием, что лучше даже не начинать. Что такое «жалкие» 2,5 миллиарда, которые Россия получит от этой сделки! Возможно, показная жёсткость, с которой американцы демонстрируют своё «фи», не что иное, как попытка занять чуть более выгодную позицию в сложившейся проигрышной партии.
На днях глава МИД Турции Мевлют Чавушоглу заявил, что США всё же не стали исключать Турцию из программы F-35. И это при том, что уже в следующем году купленные С-400 заступят в Турции на боевое дежурство. Получается, дядя Сэм всё же признал поражение?
Прекрасная реклама
В истории с российскими С-400 Белый дом загнал себя в самый настоящий пат - любой ход делает ситуацию хуже. Попытка проявить жёсткость кроме описанных выше последствий может вылиться в сценарий, который только в страшном сне привидится американской «оборонке». Речь идёт о возможной покупке Турцией российских истребителей пятого поколения Су-57. Глава МИД Турции Мевлют Чавушоглу ещё в апреле говорил об этом без тени сарказма.
- Есть F-35, но есть и самолёты российского производства, - заявил он в интервью одному из турецких телеканалов. - Если мы не сможем купить F-35, то будем покупать аналогичные самолёты у других стран. И это будет продолжаться до тех пор, пока мы не начнём производить собственные машины пятого поколения.
Даже если предположить, что Чавушоглу блефовал и Россию упомянул только для того, чтобы шантажом ответить на шантаж, фраза «у других стран» не сулит американцам ничего хорошего. Ведь машина сопоставимого класса разрабатывается в Китае, это многоцелевой истребитель пятого поколения типа Shenyang J-31. Пекин будет счастлив занять освободившуюся нишу.
Турция может обратить взоры и в сторону европейского Next generation fighter (NGF). Здесь, правда, возможны проблемы - Вашингтон найдёт рычаги давления на Францию и Германию с тем, чтобы не допустить Турцию к новейшим технологиям. А может и не найти - упёрся же Берлин по поводу «Северного потока-2».
Появление турецкого истребителя пятого поколения тоже возможно, он называется Turkish Fighter-X (TF-X). На недавнем международном авиасалоне в Ле-Бурже были представлены пока только его макет и будущие характеристики. Но клинч с США может интенсифицировать усилия в этом направлении.
Не получится? Тогда можно и о Су-57 поговорить более предметно. Россия ведь показала себя надёжным партнёром в сделке с С-400, закупка истребителей будет выглядеть вполне логично. И нашим истребителям это сделает прекрасную рекламу.
Десяток интересующихся
Покупка Турцией наших «Триумфов» уже дала нам небывалый рекламный эффект. Вполне возможно, что скандал привлечёт внимание тех стран, которые до того и не рассматривали возможность приобретения наших ЗРК. Раз Турция готова из-за них идти на обострение ситуации внутри НАТО - значит, есть, ради чего.
Первыми преимущества нашей системы оценили в Китае - контракт на поставку в эту страну двух полковых комплектов «Триумфов» на $3 млрд был подписан в 2014 году. Через четыре года, в октябре 2018-го, в Дели был подписан контракт с Индией на поставку пяти полков ЗРС на сумму более $5 млрд. Теперь - Турция. Кто следующий?
В октябре 2017 года СМИ сообщили, что в приобретении «Триумфов» заинтересована Саудовская Аравия. Через полгода, правда, сообщалось, что саудиты под давлением США от сделки отказались. А потом даже принимали участие в давлении на Катар, который тоже проявлял к «Триумфам» определённый интерес. Турецкий пример на такие страны, как Катар, может оказать сильное влияние. Да и Эр-Рияд может передумать.
В последние годы неподтверждённая информация о возможных «триумфальных» сделках приходила и из других стран.
К примеру, в ноябре 2017 года марокканское издание Al Yaoum 24 сообщило, что в ходе визита российского премьер-министра Дмитрия Медведева в эту страну Марокко выразило желание купить С-400 «в целях диверсификации своих военных активов». А в феврале 2018 года агентство Al Sura сообщило, что иракская делегация планирует провести в Москве переговоры о покупке С-400. Правда, посол Ирака в России Хайдар Хади эту информацию отрицал, но дыма без огня не бывает, какие-то консультации наверняка велись.
Стоит отметить, что интерес к нашим системам С-400 был и раньше. В 2017 году глава Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству Дмитрий Шугаев заявил, что в Россию поступило более 10 заявок на приобретение комплексов С-400. А через год телеканал CNBC говорил о 13 потенциальных покупателях российских ЗРК. После завершения сделки с Турцией число покупателей может ещё вырасти - за счёт тех, кто перестанет бояться санкций США и присмотрится к «Триумфам» и другому российскому оружию повнимательнее.