Александр Носович: «Для нового президента Латвии русские были и остаются людьми второго сорта»
Шестой президент независимой Латвийской Республики Эгил Левитс 8 июля 2019 года официально вступил в должность главы государства. На церемонии вступления в должность новоизбранный президент перепутал последнее слово: вместо «совесть» сказал «сознание». Пришлось второй раз читать клятву. Удивил Левитс и тем, что в своей речи заявил, что «Латвия заинтересована в хороших соседских отношениях с Россией, которые она должна выстраивать через Евросоюз».
Эгил Левитс широко известен в политических кругах как сторонник «латышской Латвии». Он многое сделал для закрепления в правовом поле концепции предоставления гражданства Латвии исключительно для латышей. Также он является автором многих проектов, которые характеризуют его как латышского националиста. Незадолго до выборов Эгилс Левитс в интервью газете Neatkarīgā rīta avīze изложил основные принципы, которых намерен придерживаться на посту президента. Главный «принцип латышской принадлежности»: «Наша принадлежность к латышской нации в языке, культуре и исторической памяти, в которой мы себя распознаём, является предпосылкой смысла существования Латвии как государства». Чрезвычайно важным он считает запрет русского языка в сфере образования, закрытие русских школ. Горячо выступает за ужесточение санкций против России. Его радикальные настроения легко объяснить кругом общения. Левитс мог быть хорошо знаком с Янисом Цирулисом - нацистским карателем, которого обвиняли в расстрелах жителей русской деревни Жестяная Горка. Также известно о сотрудничестве нынешнего президента Латвии с бывшим руководителем «Перконкруста», идеологом латышской версии нацизма Адольфом Шилде.
И теперь этот человек, который не скрывает своих националистических настроений, заявляет о намерении улучшать отношения с Россией. Стоит ли искренне относиться к его словам?
Чего стоит ждать от нового хозяина Рижского замка? Будет ли президент, поддерживаемый националистами, стремиться улучшать отношения с Россией? На эти вопросы еженедельнику «Звезда» ответил политолог, эксперт в области международных отношений в Восточной Европе и общественно-политических процессов в странах Прибалтики Александр Носович.
- Я опасаюсь, что отношения России и Латвии будут продолжать идти по угасающей. Латвия является одним из авторов так называемого «Института негражданства», с которого и началось ухудшение межгосударственного сотрудничества между нашими странами. Первым решением латышского правительства было если не лишить, то ограничить в правах русскую часть населения страны. А это, подчеркну, около трети населения страны. Ещё в 1991 году русских в Латвии лишили гражданства, права голосовать, возможности совершать торгово-экономические сделки, участвовать в приватизации, лишили прав на социальное обеспечение. Это было прямое поражение в правах русского населения. Россия предпринимает попытки остановить унижение русских в Латвии. Госдума неоднократно заявляла о недопустимости нарушений прав человека и распространения нацизма в Латвии. Однако Риге плевать на эти заявления.
Справка
Согласно опросу общественного мнения россиян, проведённому в 2012 году Левада-Центром, Латвия заняла третье место в списке самых недружественных России государств. Латвия неоднократно занимала антироссийскую позицию. В 2008 году, во время конфликта России и Грузии, Рига поддержала Тбилиси, а в 2014 году, когда отношения Москвы и Киева значительно ухудшились, - Украину.
И не последнюю роль в «унижении» русских сыграл и новоизбранный президент Эгил Левитс. Раньше он был юристом и занимался консультированием латышских властей. Уже тогда он искал способы как можно сильнее ударить по русским. В 2014 году он также был одним из авторов печально известной преамбулы конституции Латвии. В этой преамбуле написано, что целью существования латвийского государства является сохранение и продолжение развития исключительно латышской нации, то есть этнических латышей. Этой фразой национальные меньшинства в Латвии, в первую очередь русские и русскоязычные жители, были официально закреплены как «люди второго сорта».
Левитс поддерживается радикальными латышскими националистами, именно они и протолкнули его на должность президента. Они уже пытались это сделать четыре года назад, но тогда победил более мягкий и умеренный политик - Раймондс Вейонис. И вот теперь, когда Левитс добился желаемой должности, я полагаю, что улучшения отношений с Россией не произойдет. Даже несмотря на слова о желании эти отношения улучшить. Его поступки говорят об обратном.
Местное издание поинтересовалось политическими предпочтениями вновь избранного президента. «Я придерживаюсь принципа открытой латышскости», - сразу предупредил Левитс. Недавно принятый закон о переходе всех школ на обучение исключительно на латышском языке он назвал самым существенным шагом, «призванным усилить сплочённость латышского народа. И очень многие представители русских и других национальных меньшинств эту долгожданную политику только приветствуют», утверждает новый лидер страны.
Стоит отметить, что должность президента в Латвии - это скорее должность «голоса» латышского парламента. У него практически нет реальной власти и обязанностей, за исключением редких периодов политического кризиса, когда парламент «разрешает» президенту управлять страной. Президент Латвии - во многом церемониальная фигура. Задача у него простая - перерезать ленточки на торжественных мероприятиях и читать речи, написанные заранее парламентом. Но это не значит, что он не может повлиять на международные отношения.
Как раз в произнесении речей и таится главная угроза российско-латвийским отношениям. Левитс в этом плане является приемником Вайры Вике-Фрейберга, которая руководила страной с 1999 по 2007 год. Именно в это время отношения России и Латвии достигли дна, в многом благодаря словам госпожи президента. Не имея никаких реальных полномочий, она умудрилась напрочь испортить отношения с Москвой своими речами ненависти. В частности, негативно отзываясь о праздновании Дня Победы в России
Цитата
«Конечно, мы не переубедим, не изменим сознание тех пожилых россиян, которые 9 мая будут класть воблу на газету, пить водку и распевать частушки, а также вспоминать, как они геройски завоевали Балтию»
Вайра Вике-Фрейберга, выступая в эфире латышского телеканала в 2005 году в канун 60-летия Победы
Её риторика напоминает хамское поведение никому неизвестного грузинского журналиста, который совсем недавно, 7 июля, позволил себе начать программу с нецензурной брани в адрес Президента России Владимира Путина. Вике-Фрейберга делала тоже самое, хоть и без мата, но стиль её высказываний в адрес России был точно такой же.
Я не исключаю, что Эгил Левитс будет придерживаться подобной риторики. Пусть сейчас он довольно вежливо и обходительно высказывается по поводу отношений России и Латвии, не стоит ожидать, что подобная вежливость сохранится. Это понятно и по его высказываниям об «открытой латышскости», что показывает его националистические настроения, и по общему тону других его высказываний. Русские в его понимании так и остались людьми «второго сорта». Более того, так как парламент реальной власти ему не даст, то он быстро осознает, что ему ничего не остаётся, кроме как ругать тех, кто, по мнению его любимых националистов, несёт угрозу Латвии и всем латышам. А Россия в этом «списке ненависти» уже давно находится на первых местах.