Ту-95МС против В-52. Крылатый паритет времён «холодной войны»
Насколько сегодня может быть страшен самолёт образца 1950-х? Оказывается, настолько, что способен довести до истерики целый континент. Именно так случилось в конце июля, когда российский Ту-95 вместе с китайскими коллегами совершал учебный полёт над водами Японского моря. «Стратеги» были спокойны - шли своим курсом в рамках правил и законов. Внезапно их перехватили южнокорейские истребители. А следом полетели уже дипломатические ноты. Чем же так напугал корейцев российский самолёт образца середины прошлого века? Да так, что Южная Корея всерьёз задумалась призвать на помощь американского «одноклассника» и конкурента русского «Медведя» - B-52 «Stratofortress». Если это правда, то мы станем свидетелями игры мускулов воздушных гигантов-«стратегов». Переплюнет ли «американец» русского «Медведя»?
«Ангел смерти» США
Вторая мировая закончилась, но в воздухе вновь запахло порохом. Теперь уже с привкусом изотопов - «холодная война» всё больше грозила перерасти в ядерную бойню. Правда, как сбросить мир в атомный апокалипсис? Ракеты тех лет летели недалеко, так что велика была вероятность поджарить самих себя.
Справка
Первыми задачу решили в США: именно они придумали своих «ангелов смерти» - стратегические бомбардировщики-ракетоносцы B-52 «Stratofortress», или «Крепость в стратосфере». Прототип знаменитого «бомбера» поднялся в воздух ещё в 1948 году. Целеполагание было таким же простым, как монета в один цент: доставить пару термоядерных бомб в любую точку СССР.
За тендер бились все маститые авиаконторы североамериканцев. До последнего момента победу приписывали Douglas или Convair. Но конструкторы Boeing умудрились вырвать заказ - сказалась добрая память о боинговских «суперкрепостях» В-17. Именно они устраивали самые мощные ковровые бомбардировки во Второй мировой.
Любопытно, но к разработке Боинга-«стратега» приложили руку те, кого ещё вчера нещадно бомбили. Немецкие спецы люфтваффе В. Фогт и Б. Гетерт, сменившие германскую «прописку» на американскую, предложили использовать стреловидные крылья большого удлинения, а двигатели разместить в гондолах под ними. В октябре 1948-го B-52 «Stratofortress» пошли в серию с восьмёркой реактивных двигателей, разгонявших 150-тонную машину до рекордных 910 км в час.
Одиозный министр обороны США Джордж Форрестол, которому через год предстояло сброситься с шестнадцатого этажа с криком: «Русские идут!», санкционировал проект и призвал ускорить работы над ним.
На «воздушную крепость» выделили дополнительное финансирование, а через пару лет, с началом Корейской войны, бюджетные деньги хлынули в детище «Боинга» настоящим «ниагарским» водопадом!
Финалом первой серии американского «стратега-дальнобойщика» стал B-52B, который целыми эскадрильями стал поступать в войска уже в июне 1955-го.
Всего за пятилетку «Суперкрепость» от «Боинга» превратилась в супермашину, которая способна была дотянуться до любой точки на расстоянии в 14.000 километров!
«Потолок» в 15.151 м (B-52H - в дальнейшем, более 16.000 м) обещал лучшую защиту, чем обвес из крупнокалиберных турелей и скорострельных пушек, - мало кто мог тогда добраться до такой высоты. Так B-52 мгновенно стал почти неуязвимым орудием апокалипсиса. А что в это время мог предложить СССР?
Советский «Медведь» набирает обороты
На нового «стратега»-ракетоносца не жалели средств и в Советском Союзе. В конце сороковых прошлого века сразу перед двумя легендарными КБ - Мясищева и Туполева - поставили задачу: любой ценой создать стратегический носитель ядерного, а в перспективе и термоядерного оружия, который способен достичь США.
Времени на раскачку было мало - в 1949-м полыхнула Корейская война. Разведданные «подливали масло» в огонь: США, получившие военно-техническое преимущество, к середине десятилетия могут решиться на массированный ядерный удар по СССР. Знаменитый план «Dropshot» был тогда в штабах НАТО настольным документом. Сталин дал жёсткие сроки: не позднее 1954 года новые дальние бомбардировщики должны поступить в советские ВВС!
Справка
Шестерёнки советской авиаиндустрии завертелись так быстро, что 12 ноября 1952-го в небо в тестовом режиме взмыл первый туполевский четырёхмоторный «бомбер» Ту-95-1 (прототип). Его максимальная скорость, которую обеспечивали двигатели ТВ-2 (доработанная версия немецкого JUMO-022), была велика - чуть меньше 900 км/ч, но всё же не дотягивала до американского аналога (у «Стратофортресс» тех лет заявленная скорость уже была равна 900-1.000 км), хотя сам Туполев называл агрегат «мощнейшим в мире двигателем».
Любопытно, что многие узлы и агрегаты планера конструкторы, надо полагать, для скорости, позаимствовали у проекта «85» - бомбардировщика военных лет.
Казалось, решение очевидно - заменить «винты» на современные реактивные двигатели. Но в те времена ни один советский образец не соответствовал заданной планке. Туполев настаивал - надо строить самолёт на турбовинтовых двигателях, а скорость нарастим.
Но быстрого решения не нашли. Возникла ещё и проблема дальности. Тут стоит уточнить, что данные по боевому радиусу туполевского детища по-прежнему засекречены, но перегоночная дальность ниже, чем у «американца», приблизительно на 1.000 км.
Кризис поиска идей миновал лишь к 1955 году: тогда Андрей Туполев доработал первый прототип и «выкатил» свой Ту-95-2 на госиспытания. А в 1955-м Ту-95 всё-таки пошёл в серию фактически одновременно со своим «звёздно-полосатым» конкурентом B-52B «Stratofortress» (модель «А» состояла из трёх прототипов и была выпущена в 1954 г. для прохождения испытаний - они ещё не оснащались системами навигации и бомбометания).
Ветеран, предпочитающий новинки
Это удивительно, но базовые показатели двух воздушных гигантов серьёзно не менялись с момента «зачатия». Оба - по 49 метров в длину, «Медведь» чуть выше - 13 метров против 12. Зато размах крыльев у «американца» больше нашей «Тушки» - 56 метров.
Внутренняя «начинка», напротив, за прошедшие десятилетия претерпела сильнейшие изменения. У модифицированного Ту-95МС «зорче» стали «глаза и уши». Новая радиолокационная станция «Новелла-НВ1.021» с фазированной антенной решёткой обнаруживает воздушные цели на расстоянии 90 километров. Надводные цели «сечёт» и вовсе на все 320. Одновременно «Новелла» способна обнаружить и сопровождать до полусотни объектов.
Электронный «мозг» отечественного «стратега-ветерана» не отстает от требований времени. Особый «хит» - цифровая «стеклянная кабина» СОИ-21, которая выводит всю информацию прямо на стекло в режиме реального времени.
Трёхмерная картинка окружающего мира показывает пилоту карту местности, схемы захода на посадку, карту погоды, подсказки по навигации. В темноте включается система инфракрасных камер, превращая ночь в день.
С двигателями у Ту-95 - тоже приятные метаморфозы. Как и прежде, в небеса наш гигант поднимается на четырёх винтах. Но с 2014 года их вращает новая модификация двигателя НК-12МВМ в 15 тысяч «лошадок». Особой «фишкой» моторов стали новые четырёхлопастные винты АВ-60Т. Эти «мельницы», как их в шутку зовут авиаторы, вращаются в противоположных направлениях.
В плюсе у «Медведя» также достаточно экономичный расход топлива. Моторы Ту-95 отличаются рекордным КПД в 94% при КПД винтовой установки 82%. Правда, отрицательная их сторона - сильно громкие. Эксперты шутят, гул летящего Ту-95 способны уловить даже гидролокаторы глубоководных аппаратов.
Быстрота и высота, помноженная на зоркий глаз
Американский «бомбер-стратег» В-52 к 2019 году «пережил» четыре волны перевооружения, которые «вылились» почти в два десятка модификаций. Особенно удалась оптико-электронная обзорная система AN/AAQ-6, которая заменила образцы ещё 1970-х годов выпуска. Новая система имеет сразу два поля зрения: широкое - для навигации и узкое - для захвата цели.
Спутниковая навигация откровенно архаичной NAVSTAR сменилась на привычный GPS. Также электронный «мозг» В-52 дополняет инерциальная навигационная SPN/GEANS на лазерных гироскопах.
Ещё одна «фишка» «американца» - возможность «подкрасться» к цели на малых высотах. Это дают новые тепловизионная и телевизионная системы переднего обзора. А вот что роднит заокеанский супербомбардировщик и наш отечественный - это всё та же цифровая «стеклянная кабина».
Справка
Двигатель В-52 не менял уже десятилетия. А всё потому, что ещё в 1960-е самолёт получил сверхудачные двухконтурные двигатели TF33-P-3/103 от Pratt & Whitney. Этот реактивный ветеран «тащит» так сильно, что уверенно обходит нашего «Медведя»: по максимуму у «американца» - 1.011 км/ч, у Ту-95МС - всего 830 км/час.
«Потолок» и дальность, увы, тоже не в нашу пользу. Заокеанский «стратег» способен на предельную (перегонную, то есть без бомбовой нагрузки) дальность: почти 17 тысяч километров на высоте 16.765 метров. У турбовинтового «Медведя» цифры скромнее: 15 тысяч километров максимальная дальность при практическом «потолке» в 12.000 метров. Зато наша стратегическая «Тушка» без шансов «делает» пентагоновского «бомбилу» в точности и дальности бомбо- и ракетометания.
«Янки» тащит больше, русский бьёт дальше и точнее
Козырь нашего «Медведя» - это меткость. Инженеры «спрятали» её за аббревиатуру КВО, или круговое вероятное отклонение. Для бомбы с борта В-52 допустимое отклонение составляет 80 метров. Рядом с таким щедрым размахом наш Ту-95МС - настоящий снайпер. Фугасная «шишка» от российского «Мишки» приземлится практически на голову супостату - разлёт не превысит и пяти метров.
Справка
С ракетами у отечественного «стратега» тоже всё в порядке - Х-101 и Х-102 достанут цель на удалении в пять с половиной тысяч километров. Американские AMG-86B смогут сделать это лишь на 2.400 км. Меткость всё та же - «американец» «размажет» свой удар на 80 метров, наша «Тушка» «вонзит» свою ракету разлётом не больше 10 метров.
А вот в бомбовой нагрузке американскому «доставщику демократии» равных нет: 31,5 тонны против почти 21 тонны у Ту-95МС. Впрочем, эта разница не так ощутима, когда речь идёт о ядерном заряде. Ударная мощь российской Х-102 оценивается в 250 килотонн, «звёздно-полосатая» - всего 150. Плюс Ту-95 обладатель и другого рекорда - именно с «Медведя» был сброшен самый мощный термоядерный боеприпас в 58,6 мегатонны.
Ещё один балл стоит накинуть отечественному стратегическому ракетоносцу за его умопомрачительную живучесть. Кабины «Медведей» «прокачали» триплексной бронёй, усилили важнейшие узлы машины.
Вывод
Ту-95 и В-52 с рождения - равные бойцы. И советско-российский стратегический ракетоносец, и «американец» делят почётный титул ветерана неба: оба разрабатывались в конце 1940-х, оба встали «на крыло» в 1950-х. Равенство легко нащупать и в боевых возможностях - один летит быстрее и дальше, другой - бьёт точнее и надёжнее. Но нет сомнений, они самые настоящие «ангелы смерти»: возникнет нужда - «зальют» любой континент ядерным огнём. Потому разумно объявить ничью - «старички» ещё дадут жару, несмотря на почтенный возраст. Как минимум до 2040 года.