Президент Словении Борут Пахор предложил наделить Украину и Турцию «особым статусом» в Евросоюзе.

Словения - Евросоюз: рекламная акция или жест отчаяния?

Президент Словении Борут Пахор предложил наделить Украину и Турцию «особым статусом» в Евросоюзе и принять полноценными членами Союза балканскую семёрку
10 сентября 2019, 15:00
Реклама
Словения - Евросоюз: рекламная акция или жест отчаяния?
© cnnturk.com
Президент Словении Борут Пахор предложил наделить Украину и Турцию «особым статусом» в Евросоюзе.
Читайте нас на: 

Президент Словении Борут Пахор предложил Брюсселю предоставить полноценное членство в ЕС странам Западных Балкан (Сербия, Босния и Герцеговина, Черногория, Албания, Македония, Косово). «Я бы обозначил разницу между западными Балканами и Турцией с Украиной. Для Украины и Турции я бы предложил специальный статус и полноценное членство для государств западных Балкан», - сказал лидер Словении, выступая на 14-м стратегическом форуме в словенском городе Блед во время дискуссии о будущем Евросоюза.

Почему именно Словения выступила с подобным предложением, какова на это была реакция Евросоюза, что вообще подразумевала Любляна под предоставлением «особого статуса» Украине и Турции еженедельнику «Звезда» рассказали эксперты.

Елена Гуськова, доктор исторических наук.
© Фото из архива.
Елена Гуськова, доктор исторических наук.

Руководитель Центра по изучению современного балканского кризиса Института славяноведения РАН Елена Гуськова: «Предложение Словении выгодно исключительно Словении»

- Словения всегда позиционировала себя как страна с наиболее развитой экономикой в балканском регионе, наиболее близкая Евросоюзу и принципам европейской интеграции. Поэтому, когда Словения вышла из состава Югославии в 1991 году, то её правительство сделало всё возможное, чтобы как можно быстрее вступить в состав Евросоюза, что и произошло в 2004 году.

У правительства Словении до сих пор сохранилось чувство превосходства над другими балканскими странами. К слову, президент Пахор требует, чтобы его страну считали полноценной частью Центральной Европы, а не Балкан.

Руководствуясь этими чувствами, Любляна стремится через Евросоюз пролоббировать свои экономические интересы на Балканах. Если допустить вариант, при котором члены Евросоюза одобрят данное предложение и предоставят странам Западных Балкан полноценное членство, это даст Словении значительное экономическое преимущество в регионе.

Правительство Словении явно выражает недовольство тем фактом, что Турция и Украина сейчас отнимают большую часть внимания Брюсселя. И в этом есть доля правды. Судя по всему, сегодня Евросоюзу куда важнее работать с Украиной и Турцией.

Представители этих двух стран в свою очередь негативно отреагировали на предложение Словении. Украина устами представителя своего МИДа Екатерины Зеленко настаивала только на полноценном членстве в ЕС. Президент Турции Реджеп Эрдоган, в свою очередь, заявил, что откроет границу с Европой для миллионов беженцев, если Брюссель не выполнит свои обязательства в отношении его страны. При этом он указал на Балканы, как на основной «коридор» для проникновения в Европу беженцев из Сирии, Ирака и других стран Азии и Африки. Речь идёт о планах прорыва сотен тысяч человек через Хорватию и Словению. Как известно, Турция получает компенсации от Брюсселя за обязательство сдерживать беженцев и готова отказаться от этой «чести» и от всех взятых на себя обязательствах в случае, если Брюссель примет решение в пользу Словении. Что за этим последует, можно только представить.

Очевидно, что предложение Словении выгодно исключительно Словении. Евросоюзу же это только прибавит хлопот, к которым он не готов. Учитывая проблемы с беженцами, нерешённый вопрос с Косово и общую напряжённость в регионе, Брюссель будет стремится отсрочить обсуждение любых вопросов, связанных с балканскими странами. Вопрос о вступлении в ЕС Сербии будет рассмотрен не раньше 2025 года, присоединение кандидатур Боснии и Герцеговины или Македонии вообще может занять целое десятилетие.

Заместитель директора института стран СНГ Владимир Жарихин.
© facebook.com/vladimir.zharihin
Заместитель директора института стран СНГ Владимир Жарихин.

Заместитель института стран СНГ Владимир Жарихин: «Словения напомнила Евросоюзу о самом факте существования Словении на карте мира»

- В законодательстве Европейского союза не существует такого понятия как «особый статус». Поэтому президенту Словении следовало бы сначала предложить на рассмотрение вопрос о введении этого понятия в законы ЕС, чётко оформить его, указать, что подразумевается под этим статусом. Но Пахор никак не объяснил свои слова. Либо это некая полумера (частичное членство в Евросоюзе), которое даст Украине и Турции определённые привилегии, либо наоборот - ряд ограничений для вышеупомянутых стран. Я не думаю, что представители Турции и Украины сами понимают, что имел в виду лидер Словении, но решили перестраховаться и высказались против его предложения.

Нечто похожее на «особый статус» в ЕС сейчас имеет Великобритания. Но все меры, которые он подразумевает, уникальны и связаны с Брекзитом. Особый статус Великобритании подразумевает механизмы защиты для мигрантов из ЕС, изменение экономической и социальной систем страны. Но подобные меры невозможно переложить на Турцию и Украину, так как речь идёт о возможности присоединения этих стран к Евросоюзу в том или ином виде.

Я полагаю, что такое заявление было сделано лишь ради того, чтобы ещё раз напомнить Евросоюзу о самом факте существования Словении на карте мира.

А также ещё раз поставить знак неравенства между Словенией и Словакией - видимо эти страны очень часто путают. Заявления Пахора - своеобразная рекламная акция, с помощью которой Словения попыталась обозначить проблемы, с которыми сталкиваются сегодня Балканы, а слова об «особом статусе» могут быть лишь способом привлечения внимания.

Реклама
ВЫСКАЗАТЬСЯ Комментарии
Реклама