«Синенький скромный платочек»: таранный удар бесстрашной Кати
«Эх, Соня, как всё изменилось! - написала она в письме сестре в конце июня 1941-го. - Какие планы были! Как хорошо было жить! А теперь - война... А я собиралась в летних лагерях варить варенье, там ягоды очень много, особенно земляники... Пишу письмо под крылом самолёта. Вот-вот полечу на задание. Не беспокойся за меня. Привет от Павлика. Ваша Катя».
Лётчик Зеленко погибла за два дня до своего 25-летия. Окружённая в воздухе семью «Мессершмиттами», когда закончились боеприпасы, она пошла на таран.
Мечта
Мама - костромская уроженка, отец - курский, а десятый ребёнок в большой семье, долго переезжавшей в поисках работы по просторам бескрайней Российской империи, родился в 1916 году на украинской Житомирщине. Девочкой Катя вместе со старшими братьями бесстрашно лазила по деревьям, а потом первой «десантировалась» с «парашютом». Синяки после прыжка с крыши хлева с зонтиком зажили быстро, а мечта о полётах осталась навсегда.
Окончив семь классов неполной средней школы, Катя Зеленко поступила в Воронежский авиационный техникум. Одновременно занималась в городском аэроклубе. В ноябре 1933 года в Воронеж приехала комиссия из Оренбургской военной авиационной школы лётчиков и лётчиков-наблюдателей имени К.Е. Ворошилова. Для службы в РККА офицеры отбирали в аэроклубе лучших курсантов. Она была лучшей. По комсомольской путёвке девушка поехала учиться военному делу.
Физически крепкая и настырная в учёбе, Зеленко никогда и ни в чём не уступала курсантам-юношам. Курс лётной школы Катя закончила менее чем за 11 месяцев - с отличием! В декабре 1934 года 18-летняя Екатерина Зеленко стала военлётом - военным лётчиком. Служить её распределили в Харьков - в 19-ю лёгкую бомбардировочную авиационную бригаду.
Небо первых
В России первой женщиной, получившей диплом пилота, стала Лидия Зверева. Дочь коменданта крепости Осовец генерал-майора Виссариона Лебедева ещё маленькой девочкой поднялась в воздух на аэростате и с тех пор навсегда «заболела» небом. 23 августа 1911 года, блестяще сдав выпускной полётный экзамен на Гатчинском аэродроме, 21-летняя Лидия получила диплом российского авиатора за номером 31.
Зверева стала первой в мире авиатриссой, выполнившей петлю Нестерова, штопор Арцеулова и пикирование с выключенным мотором. В годы I Мировой войны Лидия Зверева работала испытателем и авиаконструктором на заводе «Авиационная фабрика Слюсаренко», в 1916-м умерла от брюшного тифа.
В советские годы звания Героев Советского Союза первым из женщин были присвоены лётчицам Валентине Гризодубовой, Полине Осипенко и Марине Расковой. 2 ноября 1938 года высокими наградами были отмечены их мужество и героизм в ходе выполнения беспосадочного перелёта самолёта «Родина», длившегося 26 часов 29 минут. Был установлен женский мировой авиационный рекорд дальности полёта - 6.450 километров.
Полина Осипенко погибла в авиакатастрофе 11 мая 1939 года. Марина Раскова в годы Великой Отечественной войны создала три женских авиаполка, одним из которых командовала. Погибла 4 января 1943 года в авиакатастрофе. Валентина Гризодубова на войне командовала 101-м полком авиации дальнего действия, совершила около 200 боевых вылетов на бомбардировки немецких объектов. Она скончалась 28 апреля 1993 года в возрасте 83 лет.
На той войне незнаменитой...
Для лётчиков служба в 19-й авиабригаде была, помимо обычных полётов, связана с войсковыми испытаниями новых летательных аппаратов и авиационного оборудования. За четыре года Екатерина Зеленко освоила семь типов самолётов.
В военных архивах сохранилось представление на присвоение ей очередного воинского звания, подписанное командиром части. «Волевые качества развиты хорошо. Энергична. Решительна. Личная огневая подготовка хорошая. Передавать свои знания подчинённым может. Уверенно летает на самолётах У-2, Р-1, Р-5, Р-10, УТ-1, УТ-2. Достойна присвоения воинского звания старший лейтенант».
Екатерина Зеленко стала единственной женщиной-лётчиком, воевавшей на войне с финнами. Как и многие пилоты харьковской авиабригады, она написала рапорт с просьбой направить её в авиачасти РККА, принимающие участие в боевых действиях. Женщин на ту войну не брали, но ей «помогла» фамилия. Кадровики не усмотрели в подписи под рапортом добровольца «старший лейтенант Е.И. Зеленко» ничего крамольного, а когда Катя прибыла на Карельский перешеек, то переигрывать приказы вышестоящих штабов никто не стал - с фронта выдачи нет.
Тем более, что лётчиком Екатерина Зеленко была действительно хорошим. В составе 3-й эскадрильи 11-го легкобомбардировочного авиационного полка она совершила 8 боевых вылетов. В счёт её личных побед были записаны уничтожение финской артиллерийской батареи и склада боеприпасов.
Боевой орден Красного Знамени ей вручил в Кремле лично «всесоюзный староста» Михаил Иванович Калинин.
Геройские звёзды
Звание Героя Советского Союза присваивалось в СССР 12.776 раз. Женщины удостаивались такого высокого звания 95 раз. Единственный дважды Герой Советского Союза - летчик-космонавт Светлана Савицкая.
«Паша, мой любый...»
«Любый» - это на суржике, разговорном языке южной России - от Краснодара до Одессы, от Курска до Севастополя - значит, любимый.
Военлёт-орденоносец, комсомолец-доброволец, чемпион Харьковского военного округа по метанию молота - Катя оставалась женщиной. Командир 4-й эскадрильи капитан Павел Игнатенко и заместитель командира 5-й эскадрильи 135-го ближнебомбардировочного авиационного полка старший лейтенант Екатерина Зеленко собирались пойти в ЗАГС летом 1941-го.
Они были вместе давно. Беременность Кати закончилась трагически. Один из близнецов родился мёртвым, другой мальчик прожил 12 часов.
В мае 1941 года Игнатенко поступил в Военно-воздушную академию имени Жуковского и уехал в Москву. Расписаться решили во время его учебного отпуска.
22 июня она напишет ему: «Паша, мой любый! Сегодня лечу на фронт, пожелай мне удачи. Я знаю, Паша, что война будет для меня суровым испытанием, но я уверена в себе - вынесу, переборю любые трудности. Я их никогда не боялась и не боюсь... Твоя Катюша».
Капитан Павел Игнатенко написал рапорт с просьбой направить его из академии в Действующую армию и вскоре вернулся в родной полк. Свадьбу пилоты сыграли в августе 1941-го между боевыми вылетами, в большой палатке батальона аэродромного обслуживания прямо у взлётно-посадочной полосы. Гости улетали и прилетали за праздничный стол.
Цитата
«Воздушный таран - это не только молниеносный расчёт, исключительная храбрость и самообладание. Таран в небе - это прежде всего готовность к самопожертвованию, последнее испытание на верность своему народу, своим идеалам. Это одна из наивысших форм проявления того самого морального фактора, присущего советскому человеку, которого не учёл и не мог учесть враг».
Главный Маршал авиации, дважды Герой Советского Союза А.А. Новиков, главком ВВС СССР в 1942-1946 годах
Из полёта не вернулась
У немцев в 1941-м было тотальное превосходство в воздухе. Тысячи наших боевых самолётов авиация фашистов уничтожила в первый месяц войны. Остальных добивали в воздухе целые стаи вражеских истребителей.
Бомбардировщики Су-2 полка, где служила Зеленко, поднимались в небо без прикрытия. Она лично участвовала в 12 воздушных боях, отбиваясь от наседавших «мессеров», а всего в июне-сентябре 1941 года лётчица совершила 40 боевых вылетов. В июле замкомэска-5 командовала группой советских бомбардировщиков, вылетевшей на бомбардировку наступающих немецких войск в районе города Пропойска. Несколько Су-2 одним бомбовым ударом уничтожили до 45 танков, до 20 автомобилей и до батальона вражеских солдат. Все свои «сушки» старший лейтенант Екатерина Зеленко сумела сберечь, вернувшись на аэродром взлёта без потерь авиатехники и личного состава.
Утром 12 сентября 1941 года на своём бомбардировщике Катя совершила два вылета на разведку. При этом её Су-2 получил повреждения. Техники на полевом аэродроме в Берестовке занялись ремонтом, а в это время из полёта вернулся замкомандира 135-го авиаполка капитан Пушкин. Он рассказал, что танки Гудериана стягиваются к городу Лохвицы. Надо было вылететь на доразведку, уточнить информацию. Полетели комэск-5 капитан Лебедев и его заместитель старший лейтенант Зеленко, севшая за штурвал самолёта Пушкина.
Анатолий Пушкин, будущий Герой Советского Союза и генерал-лейтенант авиации, в послевоенных мемуарах напишет, что, уходя в свой последний полёт, Катя напевала: «Синенький, скромный платочек...» С этой песней она всегда взлетала и садилась на аэродромную взлётку.
Экипажи Лебедева и Зеленко из разведки не вернулись. Через несколько часов с аэродрома в Лебедине позвонил Лебедев и доложил, что они со штурманом капитаном Гавричевым были вынуждены сесть на подбитом самолёте в поле. При возвращении после выполнения задания на два советских Су-2 напала семёрка «Мессершмиттов», бомбардировщики приняли бой и в его круговерти экипаж Лебедева потерял из виду экипаж Зеленко.
Через трое суток в уже перебазировавшийся на другой аэродром полк вернулся раненый лейтенант Павлык, бывший штурманом на самолёте Зеленко. Он рассказал, что в бою их экипаж подбил один вражеский самолёт. Потом у них закончились боеприпасы, а он сам получил ранение. Старший лейтенант Зеленко приказала штурману прыгать с парашютом и добираться в полк, чтобы доложить о результатах разведки. Он покинул боевую машину и о дальнейшей судьбе командира ничего не знает.
Так и записали в штабном документе: «Судьба лётчицы неизвестна». За боевые заслуги, показанные в июне-августе 1941-го, в начале сентября командование представило старшего лейтенанта Екатерину Зеленко к званию Героя Советского Союза. Наградили орденом: а вдруг она в плену?
Цифры
- 600 с лишним таранов совершили советские лётчики во время Великой Отечественной войны;
- 37 процентов наших пилотов при таранных ударах по врагу погибли;
- 35 лётчиков ВВС СССР совершили по два тарана самолётов противника;
- 2 пилота (Н. Терёхин и А. Хлобыстов) провели по три тарана;
- 1 лётчик-истребитель (Б. Ковзан) совершил четыре воздушных тарана и остался живым.
Таран
Подробности последнего боя Екатерины Зеленко стали известны в 1943-м. Советские войска освободили село Анастасьевка, в небе над которым приняла свой последний бой советская лётчица.
Жители деревни рассказали, что краснозвездный бомбардировщик долго отстреливался от истребителей с чёрными крестами на фюзеляже. Потом стрельбу вели только немцы. Вдруг наш самолёт резко пошёл на сближение с немецким. Они столкнулись и оба упали: советский сразу - камнем, а фашистский, планируя, пролетел пару километров, но тоже рухнул на землю.
Тело нашего летчика сильно обгорело. О том, что на таран пошла женщина местные жители узнали, только достав из планшета пробитые осколками комсомольский билет, орденскую книжку и удостоверение личности.
Обернув как в саван в парашютный шёлк, Катю Зеленко захоронили возле места падения её самолёта. Сообщить о подвиге пилота советскому командованию не успели: через несколько часов в Анастасьевку вошли немцы.
Звезда по имени «Катюша»
Муж Кати, Павел Игнатенко, долго искал её, посылая запросы в военные госпитали по всей стране, надеясь, что спаслась, что была эвакуирована, что выжила...
Он так и не узнал о смерти жены: в 1943-м погиб сам.
А оставшиеся в живых однополчане Екатерины долгие годы добивались, чтобы единственная в мире совершившая воздушный таран женщина была удостоена высшего геройского звания страны, за которую она отдала жизнь.
За мужество и героизм, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов, звание Героя Советского Союза (посмертно) Екатерине Ивановне Зеленко было присвоено 5 мая 1990 года.
После войны останки героини с воинскими почестями были перезахоронены в Курске. В её честь на месте совершённого подвига установлен обелиск.
16 декабря 1971 года астроном Крымской обсерватории Тамара Смирнова, открыла новую малую планету Солнечной системы и назвала её в честь Екатерины Зеленко - «Катюша».