Забытых фронтовиков не бывает?
На территории Главного храма Вооружённых сил, который возводят сейчас в подмосковном парке «Патриот», будет галерея «Дорога памяти», где увековечат имена 33 миллионов участников Великой Отечественной. Всех до единого. Каждый из потомков фронтовиков сможет увидеть фотографии своего деда или прадеда. А если фотографий по каким-то причинам не осталось, то просто узнать о нём.
Реализация этого грандиозного проекта позволит сохранить память об ушедшем и уходящем поколении.
…Мутагар Файзуллович Гатиятуллин родился и вырос в селе Акбердино Иглинского района Башкирии. О таких, как он, в предисловии к одному из своих стихотворений Юлия Друнина написала: «По статистике, среди фронтовиков 1922-го, 1923-го и 1924-го года рождения в живых осталось 3 процента».
Мутагар Файзуллович на свет появился в 1922-м. А в 1941-м, перед самой войной, его призвали в Красную Армию. После окончания Тамбовского лётного училища он был направлен на фронт в качестве пилота. Воевал с апреля по декабрь 1942 г. Получив тяжёлое ранение, до октября 1943-го лечился в госпитале. После чего был признан негодным к военной службе и комиссован по состоянию здоровья.
Обо всём этом нам рассказал его сын, житель Уфы Рашит Мутагарович Гатиятуллин. По его словам, до конца своих дней отец получал пенсию по инвалидности. Умер он в августе 1983 г. и был похоронен в родном селе Акбердино.
- Мы каждый год ездим к нему на могилу в День Победы, - рассказывает сын. - В этом году, приехав на родину отца, мы увидели там памятник участникам Великой Отечественной войны, но его фамилии на нём почему-то не нашли...
Рашит Мутагарович обратился в Министерство обороны России. Оттуда письмо переправили в военный комиссариат Республики Башкортостан, затем - в военный комиссариат Иглинского и Нуримановского районов Башкирии. Минувшим летом оттуда пришёл ответ, который удивил и не на шутку расстроил сына фронтовика.
Военком Иглинского и Нуримановского районов Вадим Давлетшин сообщил, что на основании статьи 1 Закона Российской Федерации от 14.01.1993 г. №4292 - 1 «умершие от ран, контузий, увечий или заболеваний, полученных при защите Отечества, независимо от времени наступления указанных последствий», подлежат увековечению памяти. Но для увековечения памяти умершего участника Великой Отечественной войны Гатиятуллина Мутагара Файзулловича, по мнению военкома, «необходимо представить свидетельство о болезни или справку о ранении из госпиталя, подтверждающую получение ранения при защите Отечества».
По архивным данным военного комиссариата, сообщает Вадим Давлетшин, сведения о ранении на Гатиятуллина Мутагара Файзулловича, 15.09.1922 г. рождения, отсутствуют. Военком предложил сыну фронтовика представить необходимые документы, после чего пообещал направить его обращение для исполнения главе администрации сельского поселения Акбердинский сельский совет.
Рашит Мутагарович посчитал это, как минимум, странным. Свидетельства о болезни отца у него нет, а добыть «справку о ранении из госпиталя, подтверждающую получение ранения при защите Отечества» попросту невозможно. Где теперь этот госпиталь?!
Зато на руках у сына остался отцовский военный билет, выданный в 1965 г. Калининским районным военным комиссариатом города Уфы, ксерокопию которого он нам прислал. В этом документе не только чётко отражены даты призыва и комиссования Мутагара Файзулловича, не только сведения о его обучении в Тамбовском авиационном училище и принятии там военной присяги, но и указано, что 22 декабря 1942 г. он был «тяжело ранен в спину, в правую руку и ногу». А самое главное, чёрным по белому написано, что с 25 апреля по 22 декабря 1942 г. он участвовал в Великой Отечественной войне. За что и был награждён медалями «За отвагу» и «За победу над Германией». Указано и то, что ему выдано удостоверение участника Великой Отечественной за таким-то номером.
Странно, почему все эти сведения отсутствуют сегодня в архивных данных военного комиссариата. Непонятно и то, для чего они понадобились.
Сын фронтовика всего лишь хочет исправить несправедливость, допущенную в отношении отца. И если военком не опровергает сам факт участия Мутагара Файзулловича Гатиятуллина в Великой Отечественной войне, что мешает увековечить его имя на памятнике, установленном в селе Акбердино? Так ли уж нужны сейчас для этого свидетельство о болезни и справка о ранении из госпиталя? Надо полагать, Калининский РВК в своё время вносил эти сведения в военный билет старшего сержанта Гатиятуллина как раз на основании этих документов. Как же ещё?
Вопросы эти актуальны и потому, что именно через военные комиссариаты страны сейчас производится поиск и систематизация материалов об участниках Великой Отечественной войны для создания галереи «Дорога Памяти» в строящемся Главном храме Вооружённых сил.
И здесь важно не забюрократизировать этот процесс.
Ведь не у каждого забытого фронтовика окажется такой настойчивый сын…