Как советские моряки торпеды у американцев похищали
Бригада была сформирована в 1969 году на базе 19 ОМРТО (отдельный морской радиотехнический отряд) и входившего в его состав 169 ОДК (отдельный дивизион кораблей) и стала первым в истории ВМФ СССР оперативно-тактическим соединением разведывательных кораблей.
Первый командир бригады капитан 1 ранга в отставке Дмитрий Лукаш: «Я пришёл, корабельной разведки ещё практически не было. При мне она только начиналась»
- Впервые было создано тактическое соединение в июле 1956 года. В его состав вошли две маленькие шхуны и два судна, одно из которых изначально было посыльным, второе - рыболовецким. Так появился дивизион посыльных кораблей. Затем, в 1957 году, после создания дивизиона, приказом Главнокомандующего Военно-Морским Флотом, эти посыльные суда были переаттестованы в разведывательные корабли 4 ранга и 3 ранга. В августе 1959 года на кораблях был поднят Флаг гидрографической службы ВМФ СССР. С тех пор в распоряжение дивизиона стали регулярно поступать новые корабли.
С 1964 года, с началом вьетнамской войны, наши корабли приступили к разведке. В августе месяце я получил задание: вместе с начальником радиоэлектронной разведки флота разработать предложение по созданию первого в ВМФ Советского Союза оперативно-тактического соединения разведывательных кораблей.
С чего начинать? В первую очередь встал вопрос базирования кораблей во Владивостоке. Причальная стенка была недостаточной длины, всего 110 метров. Затем нужно было создать береговую базу, чтобы корабли могли ремонтироваться, а личный состав - отдыхать. Помимо этого требовалось так же решить вопросы снабжения.
В связи с тем, что кораблей собралось порядочно, встал вопрос размещения штаба. Я запросил выделить эскадренный миноносец с личным составом из 18 офицеров и 6 матросов. Бригада была сформирована 1 октября 1969 года.
Экс-командир МЗРК «Усач» капитан 1 ранга в отставке Владимир Дулебенец: «Американцы знали, кто стоит за нашей спиной»
- Американцы нам, разведчикам, особых проблем старались не чинить - знали, что за нашей спиной стоит вся мощь Советского Союза. Но случались и ночные обстрелы кораблей исподтишка, бывали и навалы, и другие угрозы. Так, однажды командир «Энтерпрайза» пригрозился, если мы будем мешать его манёврам, направить свой авианосец на наш корабль-разведчик и «размазать по морю этого ржавого рыбака»…
Справка: ААВ «Энтерпрайз» (CVN-65)
Класс и тип судна: авианосец
Введён в эксплуатацию: 25.11.1961 г.
Водоизмещение: 73,858 т, полное - 93.400 т
Длина 342 м, ширина 78,4 м, по ватерлинии - 40,5 м.
Однако, тяжело в то время приходилось не только людям, но и кораблям, которые работали на износ. Люди выдерживали, а материальная часть - не всегда. Коэффициент напряжённости доходил до 71 процента. Мне, в бытность командира на МРЗК «Усач», доводилось дважды в буквальном смысле пережить аварии главного двигателя: в Восточно-китайском море и у Японских берегов со стороны океана. И оба раза только благодаря грамотным действиям высококлассного экипажа устранялись поломки, выполнялись заводские работы в штормовом море и двигатель вводился в строй. Экипаж спасал корабль от катастрофы.
На БРЗК «Забайкалье», который я принимал от завода, главный двигатель вышел из строя недалеко от острова Кваджалейн (остров в составе одноимённого атолла в цепи Ралик (Маршалловы Острова)). Командование приказало подготовить корабль к затоплению. Но экипаж (командир капитан 1 ранга Олег Кучин), благодаря высочайшей специальной выучке, сумел сохранить корабль, выполнить задачу и благополучно вернуться в родную базу.
Среди множества проведенных операций и выполненных боевых задач особенно запомнилась одна. В 1977 году экипажу МРЗК «Анероид» (командир корабля капитан 3 ранга В.К. Пивоваров) выловил в открытом море и поднял на борт торпеду Мк-37, которую американцы банально потеряли в ходе стрельб.
Справка: МРК «Анероид»
Малый разведывательный корабль «Анероид», построен в 1966 г. на Ярославском СРЗ как средний рыболовный траулер-морозильщик (СРТМ) проекта 502. Водоизмещение - 840 т, длинна 54,3 м, ширина 9,3 м, осадка - 3,6 м, одновинтовой.
26 марта 1966 г. на корабле был поднят военно-морской флаг, а 27 января 1967 г. корабль прибыл во Владивосток. В 1975-1980 гг. кораблём командовал старший лейтенант Пивоваров В.К. За время пребывания в составе соединения корабль совершил более 18 походов на боевую службу, три из них - в район боевых действий во Вьетнаме.
Поднятую на борт «Анероида» торпеду планировалось передать на мой корабль. От Кваджалейна на встречу с Пивоваровым я шёл уже двое суток, когда получил команду вернуться в свой район. Дело в том, что наше командование на угрозы американцев прореагировало приказанием командиру «Анероида»: «Вернуть торпеду». Командир выполнил распоряжение, но прежде чем выбросить торпеду за борт, выпотрошил из неё всю внутреннюю часть. В общем, американцам достался пустой корпус.
Ещё одна похожая ситуация произошла несколько лет спустя и была описана в книге Шерри Зонтаг и Кристофера Дрю «История подводного шпионажа против СССР»: «В 1980 году экипаж одного из траулеров, находившийся около острова Гуам, подошёл и захватил торпеду, выпущенную в учебных целях американской подлодкой. С этой торпедой траулер медленно пошёл обратно в Советский Союз. Американское командование было ошеломлено. Не знали, что делать в этом случае. После некоторого раздумья было принято решение показать военную силу, дабы другие советские суда не пытались в будущем повторить подобную дерзость.
В течение 12 часов две боевые группы авианосцев были высланы из Йокосуки и Филиппинских островов с задачей перехватить траулер. Через один или два дня траулер был окружён около острова Окинава. К тому времени ВМС США уже подключили к этому делу Госдепартамент, и началась интенсивная дипломатическая переписка. В конечном счёте капитан траулера, которого привели в смущение американские корабли, сбросил торпеду за борт. К торпеде была прикреплена записка на английском языке, краткая и по существу. Капитан сообщал, что торпеду просто прибило к борту его судна. Наблюдавшим за этим офицерам разведки казалось, что советский капитан как будто говорил: «Посмотрите, что я вытащил из морской пучины. Во всем мире это считается естественным и невинным занятием».
Преемственность
В 1998 году, в 29-ю годовщину со дня создания, не стало некогда самой большой на флоте и самой плавающей бригады кораблей ОСНАЗ, совершившей свыше 620 боевых служб. Вместо неё в составе ТОФ остался отдельный дивизион разведывательных кораблей, сохранивший за собой исторический номер войсковой части. Так что и по сей день разведывательные корабли несут вахту в море и выполняют поставленные задачи. Как сейчас принято говорить - по предназначению.