Кого называли «Белой лилией Сталинграда»?
© Фото из архива.
Лидия Владимировна Литвяк.

Кого называли «Белой лилией Сталинграда»?

Она стала единственной женщиной-пилотом истребителя, которую удостоили звания Герой Советского Союза
03 сентября 2019, 18:37
Реклама
Кого называли «Белой лилией Сталинграда»?
© Фото из архива.
Лидия Владимировна Литвяк.
Читайте нас на: 

На фронтах Великой Отечественной войны воевали около миллиона женщин. Но, без сомнения, ореолом романтики окутаны лётчицы, чьи стойкость и отвага служили примером и вдохновляли других. Особое место в этом ряду занимает Лидия Литвяк - единственная женщина-пилот истребителя, удостоенная звания Герой Советского Союза, рассказывает сайт телеканала «Звезда».

Лидия Литвяк знала наизусть все сцены и реплики героини из фильма «Лётчики». Он вышел на экраны в 1935 году. Уже тогда в лётных школах по всему миру девушки наравне с мужчинами осваивали азы пилотирования. И даже ставили рекорды.

«До войны молодёжь очень увлекалась нашей авиацией, лётчиками. И такие фамилии, как Чкалов, Байдуков, Беляков, они гремели по всему Советскому Союзу. Авиацией увлекались не только мальчишки, но и девчонки», - говорит Елена Ломакина, ведущий научный сотрудник музея-заповедника «Сталинградская битва».

Лидия Литвяк родилась в Москве 18 августа 1921 года. Спустя 12 лет в Советском Союзе именно 18 августа станет Днём всесоюзной авиации. Лиля гордилась этим обстоятельством и была убеждена - оно определило всю её жизнь. Хотя никто вокруг и представить не мог, что она свяжет свою судьбу с небом.

В 15 лет Лиля Литвяк совершила свой первый самостоятельный полёт.
© Фото из архива.
В 15 лет Лиля Литвяк совершила свой первый самостоятельный полёт.

В 15 лет Лиля Литвяк совершила свой первый самостоятельный полёт. Девушка смогла поступить в Херсонскую авиационную школу лётчиков-инструкторов. После окончания по распределению попала в Калининский аэроклуб. Через несколько месяцев после выпуска, в мае 1941 года, журнал «Самолёт» опубликовал статью, где Лидия Литвяк была указана в числе лучших инструкторов Подмосковья.

«В Калининском аэроклубе она «поставила на крыло» сорок пять курсантов. Можете себе представить: в девятнадцать лет девушка обучала лётному мастерству мужчин. В девятнадцать лет - гениально», - считает Николай Горнаков, директор ассоциации содействия развитию культурных традиций.

Когда началась Великая Отечественная война, Калининский аэроклуб решили эвакуировать в Уфу. Литвяк отказалась ехать в тыл. Она рвалась на фронт. Однако раз за разом получала отказ: «Вы нужнее здесь, готовьте лётчиков». Всё изменилось, когда Герою Советского Союза Марине Расковой удалось добиться лично у Сталина разрешения сформировать три женских авиационных полка.

Изначально планировалось создать один женский полк, но желающих собралось на целую армию. И тогда сформировали три полка: 586-й истребительный, где девушки должны были летать на Як-1, 587-й бомбардировочный - на Пе-2 и 588-й ночной бомбардировочный - на лёгких У-2, лётчиц которого фашисты назовут «Ночными ведьмами».

Лиля мечтала попасть в истребители и пошла на хитрость - приписала себе недостающие 100 часов полёта. Все решали так называемые контрольные полёты. На них нужно было продемонстрировать воздушный почерк, искусство манёвра, управление скоростью.

9 декабря 1941 года на аэродроме Энгельс под Саратовом осуществилась мечта Литвяк. Она успешно сдала экзамены и была зачислена в 586-й истребительный женский авиаполк.

Девушки рвались в бой, но их сначала передислоцировали на аэродром в город Энгельс под Саратовом и стали дополнительно обучать. Наставника Литвяк поразил её мужской стиль пилотирования. Особенно это проявлялось во время ночных тренировочных полётов. Читать далее...

Реклама
ВЫСКАЗАТЬСЯ Комментарии
Реклама