Операция «Почтовые марки»: как наследный принц Центральноафриканской империи Бокасса выполнял заказ КГБ СССР
Особо успешно проникновение осуществлялось во властные структуры стран «третьего мира», которые позиционировали себя союзницами главного военного противника СССР. Примером тому является пропагандистская акция Комитета госбезопасности под кодовым названием «Почтовые марки». Тогда в орбиту деятельности советской спецслужбы был вовлечён кронпринц одной африканской страны и финансовые ресурсы его отца…
О пассаже на вернисаже…
Из сводки наружного наблюдения:
«7 октября 1977 года в 13 час. 42 мин. подчинёнными мне сотрудниками Службы наружного наблюдения в Национальном центре культуры и искусства Жоржа Помпиду зафиксирован контакт (рукопожатие) Ивана Кисляка (далее - "Гном"), резидентом КГБ, выступающим под прикрытием атташе по культуре посольства СССР в Париже, с Антуаном Бокассой (далее - "Арап"), студентом искусствоведческого факультета Сорбонны.
"Гном" покинул вернисаж через 5 минут, то есть в 13 час. 47 мин.; "Арап" - в 15 час. 23 мин., после чего посетил ряд парижских типографий и филателистических магазинов (список прилагается).
Оценивая обстоятельства, при которых произошло общение фигурантов, можно сделать вывод, что контакт не являлся запланированным, а произошёл случайно.
Заместитель начальника Службы п/полковник Ф. Пиньон».
Ознакомившись со сводкой, заместитель директора Управления по охране территории (УОТФ - контрразведка Французской Республики) генерал-майор Паран скептически оценил выводы коллеги из Службы наружного наблюдения.
«Нет, мсье Пиньон! - в волнении Паран даже ущипнул себя за ухо. - С точки зрения профессиональных разведчиков, центр Помпиду очень удобен для проведения "моменталки". Там "в одно касание" можно получить письменные инструкции или сдать отчёт о выполнении задания. А делается это так: стоишь, любуешься картиной какого-нибудь алкаша-авангардиста начала века, и вдруг - бац! Какой-то олух толкает тебя плечом и, кланяясь, протягивает тебе руку, чтобы извиниться за свой пассаж. И во время этого якобы примирительного рукопожатия происходит обмен материалами. А со стороны всё выглядит естественно! Уверен, что именно так и произошёл контакт между "Гномом" и "Арапом"…»
Интуиция не подвела генерала. Подтверждение своей правоте он получит ровно месяц спустя…
Справка
Антуан Бокасса - сын императора Центральноафриканской империи Жана-Беделя Бокассы I. В 1965 году, занимая должность начальника штаба армии Центральноафриканской Республики (ЦАР), Жан-Бедель Бокасса отстранил от власти президента Давида Дако и назначил себя пожизненным президентом. А 4 декабря 1974 года узурпатор провозгласил себя императором Бокассой I и переименовал ЦАР в Центральноафриканскую империю. При этом главы экс-колоний Франции - Гвинеи, Камеруна, Того и Чада, идя навстречу пожеланиям самозванца, признали его чистокровным... французом.
Всё это происходило с благословения высшего французского руководства, которое превратило Центральноафриканскую империю в придаток Франции и таким образом получило возможность приобретать неограниченный объём урановой руды и алмазов в обмен на залежавшийся на французских складах ширпотреб.
Удар ниже пейджера
7 ноября 1977 года филателистические магазины всех западноевропейских столиц выставили на продажу почтовые марки, восславлявшие 60-ю годовщину Октябрьского переворота и его предводителя Владимира Ленина.
Скандал разразился Вселенский!
Не какая-то подпольная секта коммунистов-люмпенов, а африканский кронпринц, используя деньги своего отца-императора, разместил в парижских типографиях заказ на изготовление тысяч почтовых марок, воспевающих инициатора казни российского императора Николая II.
Эксперты УОТФ установили, что марки, изготовленные во Франции, продаются по цене ниже себестоимости. Это значит, что наследный принц выполняет чей-то заказ. И кардинал от контрразведки Паран тотчас вспомнил о контакте Антуана Бокассы с резидентом КГБ Иваном Кисляком в Центре Жоржа Помпиду.
«Теперь ясно, что наследный принц выполнил заказ русских… Подумать только! Сын африканского императора, не раз во всеуслышание заявлявший, что Франция - его вторая родина-мать, вдруг является советским наймитом, и на его деньги Советы устроили пропагандистскую диверсию. И где? В центре западного цивилизованного мира! Такое даже в страшном сне не привидится, ан, нет! На поверку выходит, что так оно и есть...
Советы пытаются вбить клин в братскую дружбу между Францией и её бывшей колонией, а ныне суверенным государством, проводящим независимую внешнюю политику, - Центральноафриканской империей, н-да... Интересно, известно ли соседям что-нибудь о выходе марки?» - Паран набрал номер телефона Майкла Хэнли, генерального директора МИ-5 (контрразведка Великобритании).
- Сэр, какие почтовые марки вы хотели бы увидеть на конверте моего поздравления по поводу присвоения вам очередного звания?
- Господин генерал, мне не до шуток! Выброс в продажу той крамольной марки, которую вы имеете в виду, дорого обошёлся Её Величеству королеве… Она слегла с гипертоническим кризом…
- А ей-то что до той марки?
- Господин генерал, Елизавета II - внучатая племянница убиенного большевиками российского императора, а он и король Георг V - кузены. Причём они были настолько схожи внешне, что их с трудом отличали даже близко знавшие их люди…
В этот момент в кабинете Парана стала подавать сигналы походная рация, и подполковник Пиньон доложил генералу, что минутой ранее в универсаме «Самаритен» состоялся контакт «Гнома» с «Арапом», и сейчас он на такси движется к себе домой.
- Чёрт возьми, - прокричал Паран, - не было ни сантима, и вот-те на - целый луидор! Берите его немедленно- и сразу ко мне! У «Арапа» могут быть при себе материалы, уличающие его в преступной связи с резидентурой КГБ!
«Сыворотка истины»
Два профессора психиатрии из ведомства Парана, играя роль санитаров заштатных клиник префектуры, под благовидным предлогом предложили «Арапу» выпить «сыворотку истины» - смесь лёгкого вина и психотропов, раскрепощающих центры воли, чтобы, расслабившись, он мог ответить на несколько вопросов. Затем, когда африканец расслабился, уложили его на кушетку и погрузили в гипнотический транс.
Как только «сыворотка истины» начала действовать, профессоры, сменяя друг друга, стали задавать вопросы, какие просьбы русского атташе «Арап» успел выполнить за время их знакомства. На что кронпринц с готовностью ответил, что передал ему карту дислокации французских военных баз на территории Центральноафриканской империи, отчёт и план министра обороны и министра финансов о французских инвестициях в экономику страны, а также сводные данные о геолого-изыскательских работах и разработке новых урановых рудников, как и о поставке во Францию урановой руды и алмазов.
В общем, результаты допроса под гипнозом, продолжавшегося около двух часов, превзошли самые смелые ожидания Парана…
Всем «сёстрам» по серьгам
...Иван Кисляк был объявлен persona non-grata и в 1977 году выдворен из Франции...
...Антуан Жан-Бедель Бокасса по решению консилиума психиатров c мировыми именами и с одобрения президента Франции Валери Жискар д’Эстена госпитализирован в психиатрическую клинику с диагнозом «мегаломан с каннибалистскими наклонностями»...
…Отлучённый от Елисейского дворца, император Бокасса I посвятил себя общению с лидерами социалистических государств, стал частым гостем в Северной Корее, Китае, Монголии и в Советском Союзе, где его принимал сам Леонид Ильич Брежнев с неизменными объятиями и поцелуями...