Французская Фемида опять «шьёт» дело Саркози
Французская прокуратура выдвинула новые обвинения в адрес бывшего президента Франции Николя Саркози. На этот раз, кроме получения от Муамара Каддафи в 2007 году взятки в десятки миллионов долларов для ведения избирательной кампании, экс-главу Пятой республики обвиняют в создании преступного сообщества, в деятельности которого он якобы принимал самое активное участие. Если следователям удастся довести дело до суда и доказать вину Саркози, он может «присесть» на довольно значительный срок.
Напомним, что ливийское дело тянется за Николя Саркози с 2012 года, когда сайт Mediapart опубликовал документы, подтверждающие, что бывший ливийский лидер Каддафи передал в предвыборный штаб Саркози, возглавлявшего в ту пору МИД страны, 50 млн евро, что противоречит французскому законодательству.
С тех пор Фемида не выпускает из цепких объятий бывшего французского лидера. Предыдущий раз Саркози допрашивали в течение 12 часов ранней весной 2018 года. Но тогда ему, опытному юристу, удалось отбить все атаки следователей, используя президентский иммунитет или выискивая лазейки в законодательстве. В результате заявления сына Каддафи Сейфа аль-Ислама, а также свидетельские показания бывших сотрудников ливийских спецслужб и бизнесменов, в том числе некоего Зияда Тахеддина, якобы лично перевозившего деньги для Саркози чемоданами, были признаны лишь косвенными уликами, недостаточными для передачи дела в суд.
На этот раз допрос 65-летнего Саркози продолжался 40 часов в течение четырёх дней. Как стало известно французским СМИ, вместе с Саркози по делу проходят бывшие министры Эрик Верт и Клод Геан. Сам же Саркози заявляет, что он ни в чём невиновен и уверен, что в конце концов расследование закончится «триумфом справедливости» по отношению к нему, а сейчас следователи занимаются откровенной травлей.
Представители правоохранительных органов со своей стороны утверждают, что столкнулись с определёнными трудностями в изобличении Саркози и связано это с тем, что фигурант «шифровался», используя кодовые имена, клички. Так, во время телефонных переговоров с одним из адвокатов экс-президента часто упоминался некий Поль Бисмут. Позднее выяснилось, что это был близкий друг адвоката Тьерри Герцога, не имеющий к делу никакого отношения.
Кроме ливийского досье, прокуратура расследовала и другие эпизоды из деятельности Саркози, прежде всего связанные с его финансовыми злоупотреблениями - в частности, с перерасходом средств на свою избирательную кампанию. В 2010 году главный бухгалтер компании L’Oréal сообщила в прокуратуру о том, что глава этого предприятия передал «Союзу за народное движение», которое возглавлял Саркози, 150 тысяч евро наличными.
Но тогда Николя Саркози, уже будучи президентом страны, сумел закрыть это дело. Ходили слухи, будто одному из судей за оказанные «услуги» он пообещал теплое местечко в Монако. Но новое дело о другом - о фальшивых счетах, с помощью которых люди Саркози пытались скрыть перерасход средств на его избирательную кампанию.
Кроме того, оснований сомневаться в получении Саркози денег от Каддафи на самом деле не так уж много. Ладно бы всё ограничивалось заявлениями одного Сейфа аль-Ислама, понятно: сын мстит за отца. И тогда его слово было бы против слова Саркози. Но на следствии дали показания и другие люди - например, бывший министр нефти Ливии Шукри Ганем, шеф ливийской разведки Абделла Синиси, советник Каддафи по «деликатным делам» Башир Салех и так далее.
Если бы Саркози был «не при делах», французские прокуроры, надо полагать, давно бы оставили его в покое - зачем лишний раз выставлять страну в невыгодном свете? Но следователи продолжают «рыть» под бывшего президента, значит, кому-то из больших политиков непременно надо «закопать» Саркози? Следующее судебное заседание по этому делу Саркози назначено на 23 ноября.
Впрочем, и без суда понятно, что с этической точки зрения Саркози смотрится не лучшим образом, и это ещё слишком мягко сказано. Взять у Каддафи деньги, изображать из себя закадычного друга ливийского лидера (Саркози чуть ли не первым из зарубежных гостей пригласил Каддафи с государственным визитом во Францию и даже позволил разбить бедуинскую палатку рядом с Елисейским дворцом), а в конце концов коварно воткнул нож в спину «друга» - стал инициатором войны против Ливии. Фактически ни за что!
Так что даже без всякого highly likely есть все основания считать Николя Саркози военным преступником, и судить его надо за разжигание войны против суверенного государства, а не как мелкого жулика или неизлечимого клептомана.
К сожалению, никто сегодня такого дела не заведёт. Разве только через много лет, если к тому времени Верховный суд Франции будет представлен преимущественно выходцами из стран Азии и Африки и специализироваться на шариатском судопроизводстве. Но будет ли тогда Франция называться Францией?
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.