Насильно мил не будешь
На днях в Сирии прошла двухдневная международная конференция по беженцам и внутренне перемещённым лицам. В ней приняли участие делегации из 27 стран, в том числе из Китая, Ирана, Ливана, ОАЭ, Омана, Пакистана, а также 12 неправительственных организаций. Самой представительной была российская делегация. В Дамаск приехали специалисты из 30 российских министерств и ведомств.
По словам модератора конференции заместителя главы сирийского МИД Аймана Сусана, Анкару на это мероприятие по вполне понятным причинам не приглашали. Глава Турции Реджеп Тайип Эрдоган фактически не признаёт Башара Асада президентом Сирии, считает его врагом сирийского народа и Турции, постоянно заявляя о необходимости его свергнуть.
Перед форумом стояла задача выработать программу практических шагов по возращению на родину сирийских беженцев, большинство из которых находится в соседних странах.
Справка
По данным управления верховного комиссара ООН по делам беженцев, по состоянию на начало текущего года в 45 государствах мира находились свыше 6,6 млн официально зарегистрированных сирийских беженцев, в том числе 3,35 млн детей. Больше всех беженцев приняла Турция - 3,58 млн. В небольшом Ливане нашли приют более 900 тысяч сирийцев, в Иордании - 655 тыс., в Ираке - 546 тыс., в Египте - 130 тысяч.
Возвращение беженцев - одна из приоритетных задач для руководства Сирии. От неё зависит скорейшее возвращение Сирии к мирной жизни, восстановление как инфраструктуры, так и экономики в целом, окончательное избавление от террористов, а также активизация политического процесса.
В сирийской столице ждали намного больше гостей. Однако ни США, ни их союзники не только не командировали своих представителей в Дамаск, но и сделали всё, чтобы сорвать конференцию, разослав своего рода «подмётные письма» с угрозами применить санкции против тех стран, которые собирались принять участие. Глава европейской дипломатии Жозеп Боррель заявил, что проводить подобную конференцию ещё рано, поскольку сирийцы якобы не выполнили всех условий для приёма беженцев, прежде всего не восстановили необходимую инфраструктуру и не могут обеспечить безопасное и добровольное возвращение людей. В Вашингтоне вообще считают, что Башар Асад не имеет права распоряжаться фондами, предназначенными для восстановления страны и возвращения беженцев.
Вашингтону и Брюсселю вторят и правозащитные организации, имеющие обыкновение проглатывать язык, всякий раз, когда надо защищать права сотен тысяч простых сирийцев, загнанных террористами в такие лагеря, как Ар-Рукбан и другие, но поднимающие жуткий вой каждый раз, когда сирийцы при поддержке российских ВКС усмиряют окопавшихся в том же Идлибе террористов из «Аль-Каиды», ИГ (террористические организации, запрещённые в РФ) и других организаций. Даже ООН, под чьей эгидой первоначально планировалось проведение конференции, и та направила своего представителя координатора по гуманитарным вопросам в САР Имрана Рида лишь в качестве наблюдателя. Хотя Совет Безопасности ООН в своё время принял резолюцию 2254, которая стала основой для международных усилий по содействию комплексному урегулированию сирийской проблемы.
Между тем, по данным саудовского телеканала «Аль-Арабийа», который трудно заподозрить в особых симпатиях к режиму Башара Асада, на сегодняшний день более 70% сирийской территории освобождено от террористов.
Именно это обстоятельство создаёт условия для массового возвращения беженцев. По мнению президента РФ Владимира Путина, в Сирии ликвидирован главный очаг терроризма, заметно снижен уровень насилия, налаживается мирная жизнь, ведётся инклюзивный политический процесс под эгидой ООН.
Спрашивается, почему бы не начать возвращение беженцев сейчас, или, по крайней мере, хотя бы начать обсуждение этого вопроса. Если этого мало, тогда пусть американцы, которых в Сирию никто не звал, побыстрее уберутся из страны, передав освобождающиеся территории законным хозяевам. Тем более что возвращение беженцев поможет решить и проблему терроризма в Европе, особенно сейчас, когда по ряду европейских стран только что прокатилась волна терактов и ещё не известно, как скоро она повторится. Наконец, это снизит нагрузку на соседние арабские страны, между прочим, совсем не богатые, вроде Египта, Ливана, Иордании, Ирака.
Однако уходить из Сирии Вашингтон не собирается. Более того, Запад сознательно создаёт искусственные препятствия для возвращения беженцев. Их или пугают всевозможными карами со стороны сирийского правительства, уговаривая не возвращаться домой, или высасывают из пальца различные поводы, вроде того, что сирийские власти не подготовили должным образом инфраструктуру.
Нужно быть до крайности наивным человеком, чтобы рассчитывать на то, что всех беженцев, возвращающихся на родину, ждут новые с иголочки отделанные дома с исправным водопроводом и прочими инженерными сетями. Страна лежит в руинах. Сирию разрушали начиная с 2011 года, в том числе те, кто сегодня препятствует её восстановлению, то есть США и их европейские союзники.
По словам представителя САР Муатазза Каттана, материальный ущерб, нанесённый сирийской инфраструктуре, оценивается более чем в 4,5 млрд долларов, а общий экономический ущерб составляет 28,6 млрд долларов, или в пересчёте на местную валюту - 5,6 трлн сирийских лир и 36 трлн сирийских лир соответственно. Понятно, сирийским властям просто негде взять такие деньги. Нужна помощь. Но помогать Асаду ни Запад, ни Турция не хотят. Кстати, возвращающиеся на родину беженцы вполне могли бы принять участие в восстановлении той же инфраструктуры.
Ещё один «аргумент» противников возвращения беженцев в Сирию состоит в том, что правительство Асада якобы не может обеспечить свободного и безопасного возвращения беженцев домой. Здесь вообще всё перевёрнуто с ног на голову. Чтобы обеспечить безопасность, Запад должен прекратить явную или скрытую поддержку банд террористов, особенно тех, кто пытается выдать себя за оппозицию, силой удерживая беженцев, как это происходит в Идлибе, например. Сирийское правительство силой в Сирию никого не загоняет, а старается создать по мере возможностей какие-то стимулы, которые бы способствовали возврату людей. В числе таких действий Дамаск предоставляет годичную отсрочку от призыва в правительственную армию тем, кто возвращается домой.
С любой подачи получается замкнутый круг. Запад, по сути, закольцовывает проблему возвращения беженцев, применяя, по словам официального представителя МИД РФ Марии Захаровой, двойные стандарты. Тем не менее сорвать международную конференцию не получилось.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.