«На Западном фронте без перемен»
В Донбасс Виктор ездит два раза в год - как правило, на три недели. Причём большую часть времени он проводит на передовой. Почему так? Корреспондент считает, что фотография должна «говорить» сама, без лишних слов. А чтобы это происходило, репортёр обязан знать, что и как показать. Поэтому такая работа возможна только с полным погружением во фронтовую тематику, в режиме 24/7.
Фотокор незаметно становится для бойцов своим. И они уже не всегда замечают его. А в глазах читается порой надежда, что этот парень, который делит с ними кошмар позиционной войны, поймёт их лучше, чем другие.
Военные журналисты работают именно для того, чтобы люди понимали - дороже человеческой жизни, а следовательно, и мира, ничего нет. Как описать ужас мирных людей, которые буквально ещё вчера тихо радовались будням в этой бело-голубой хате, растили детей, занимались огородом, ставили качели и песочницы... И вдруг, в один миг, по чьей-то злой воле, их обычное бытиё было растоптано, а сами они наполнили свои сердца совсем другими эмоциями.
Сегодня в этой хате устроили привал бойцы.
Эти воины здесь с первых дней конфликта. Сложной науке воевать они учились прямо на передовой. Экзамен сдали те, кто выжил.
Вжиться в войну непросто даже для фоторепортёров, которые приезжают и сначала снимают мирную жизнь - праздники в школе, утренники в детском саду, концерты... А потом журналисты садятся в автобус и через час-другой оказываются на планете Смерть, где каждый шаг может закончиться раной или просто оборвавшейся жизнью.
Алексей и Сергей отвечают за водоснабжение, доставляя живительную влагу в бидонах за два километра, в обход позиций, так как подъездные пути простреливаются.
Этим обычно занимается Дмитрий.
Несмотря на свои многочисленные ранения, опытный боец решил остаться на передовой.
Мы укрылись в блиндаже, где нам предстоит провести как минимум один час. На улице слышны разрывы миномётных боеприпасов.
В наш век, хотя вооружение используется самое современное, хвостатые друзья человека по-прежнему незаменимы. Артём Владимирович (ему за 50), готовя четвероногим бойцам еду, рассказывает, что перед обстрелами собаки начинают метаться и прятаться, предупреждая людей о грядущей опасности.
Механик-водитель, позывной «Дизель», уже втянулся в окопную жизнь. Его жена недалеко, до родного дома рукой подать, но вырваться туда для нашего механика редкая удача.
Можно ли во время боевых действий обойтись совсем без юмора? Боец с позывным «Патрон» доказывает, что нет, рассказывая анекдоты и смешные истории из той, мирной жизни. Кстати, в бою этот человек давно стал незаменимым в своём подразделении.
Это один из постов, который выставляется ежедневно. Нельзя допустить жертвы по незнанию. Часовой воюет давно. Возможно, именно поэтому проявляет крайнюю осторожность всегда и во всём - ни своего имени, ни даже позывного он мне называть не стал.
До своей позиции добирается по ночам, так как путь идёт по открытой местности. Поэтому сейчас он спит - пусть вокруг всё и бодрствует.
Командир подразделения, позывной «Торпан», ставит бойцам задачи на день. Сегодня этого дома нет, разрушен полностью.
Смерть всегда рядом. Ранение боевого товарища - всегда напоминание живущим о хрупкости мирной жизни. Эти вещи принадлежали ополченцу, который за пару дней до этого погиб от осколочного ранения в грудь.
Военные фотокоры показывают миру не парадные снимки, а оборотную сторону боевых конфликтов. Когда рассматриваешь кадры старой фотохроники или фотоотчёты, сделанные в ходе новейших вооружённых конфликтов, то понимаешь, что только от людей зависит, сменит ли жилой дом свой статус на военный штаб и появится ли на месте детского футбольного поля табличка «Мин нет».
Разрастания конфликта на Донбассе допустить нельзя. И одна из ведущих ролей по прекращению вооружённого противостояния принадлежит журналистам.