В Турции собираются начать строительство канала «Стамбул».

Турция решила прорыть новый «Панамский канал»

Реджеп Эрдоган не только запустил «Турецкий поток», но и решил прорыть новый канал
Реклама
Турция решила прорыть новый «Панамский канал»
© flickr.com
В Турции собираются начать строительство канала «Стамбул».
Читайте нас на: 

«В ближайшие недели в Турции будет объявлен тендер и начнётся реализация проекта строительства канала «Стамбул», - заявил Реджеп Тайип Эрдоган, выступая в конце декабря в Стамбуле. Речь идёт о водной трассе-дублёре Босфора, которая призвана разгрузить единственную магистраль для судов между Средиземным и Чёрным морями.

Справка

Идея строительства канала отнюдь не нова. Впервые её озвучил знаменитый османский правитель шестнадцатого века Сулейман Великолепный. Он поручил архитектору Мимару Синану разработку проекта, но мысль опередила технические возможности того века, и канал так и не был тогда прорыт. В конце прошлого столетия бывший премьер-министр Турции Мустафа Бюлент Эджевит первым публично вернулся к этой идее, так что Эрдоган всего лишь подхватил её.

Проект станет крупнейшим инфраструктурным и логистическим начинанием Турции. Причём впервые президент этой страны заговорил о строительстве канала ещё 9 лет назад - в 2011 г., когда выступал на своём предвыборном митинге.

Османский правитель шестнадцатого века Сулейман Великолепный первым собирался прорыть канал в обход Босфора.
© Из архива.
Османский правитель шестнадцатого века Сулейман Великолепный первым собирался прорыть канал в обход Босфора.

Во что обойдётся превращение Стамбула в остров

Согласно бизнес-плану проекта, рентабельность циклопического сооружения оценивается в 500 миллиардов долларов на обозримый период.

Справка

Работы должны быть завершены в 2023 г. Стройка обойдётся в 50 млрд долл. Протяжённость канала составит 43-45 км при глубине в 24 м и ширине 400 м. В ходе работ будут также построены 2 новых населённых пункта. Суточная пропускная способность гидросооружения составит от 150 до 160 кораблей.

Президент Турции не любит полумер и не согласен останавливаться на полпути. Если вспомнить его высказывания десятилетней давности, то легко понять, что единожды приняв решение, он неукоснительно добивается его претворения в жизнь. Тогда на рубеже нулевых Эрдоган не раз заявлял о необходимости возрождения былого величия страны, которую он считает законным наследником начинаний Османской империи.

Вот и в деле с каналом глава турецкого государства уже чётко определил приоритеты и своё желание идти до конца. Колоссальные средства, которые нужно привлечь для строительства «нового Панамского канала», его не пугают.

Так, Эрдоган сказал буквально следующее: «Проект канала будет реализован по модели «строительство-эксплуатация-передача», чтобы снизить финансовую нагрузку на государство. Если мы не сможем найти инвестора, то профинансируем работы из госбюджета».

Проект канала «Стамбул».
© turkeytravelweb.com
Проект канала «Стамбул».

Президента также не останавливает и ещё один небезынтересный географический факт: новое гидросооружение проложат к западу от Босфора, тем самым связав Чёрное и Мраморное моря. В результате европейский район самого густонаселённого города Турции окажется разделённым на две части и фактически превратится в остров.

НАТО и «новый Босфор»

Вместе с тем любопытно, что Эрдоган не просто решился на «стройку века», но и на изменение стратегического равновесия. Как сообщил в последние дни ушедшего года президент Турции, новый водный путь не подпадает под конвенцию Монтрё, оговаривающую проход военных кораблей в Чёрное море.

Тем не менее доступ американским авианесущим соединениям будет всё равно закрыт, так как статьи конвенции всё-таки распространяются не только на сам проход между морями, но и на зону подхода кораблей к проливу, то есть на Босфор и Дарданеллы. Соответственно, текст остаётся в силе и для нового гидросооружения.

Доступ американским авианесущим соединениям в новый канал будет закрыт.
© navy.mil
Доступ американским авианесущим соединениям в новый канал будет закрыт.

Теоретически НАТО, конечно, может постараться использовать пролив в своих целях в том случае, если Анкара расположит при входе или выходе из канала свою базу ВМФ. Турция - член альянса, и непонятно, как воспользоваться международным правом, чтобы помешать передвижению по новой водной артерии не только её плавсредств, но и военных флотов других черноморских членов западного военного блока и близких к этому международной организации стран - например, Украины, Румынии и Болгарии.

«Раз что-то возможно, то оно неизбежно»

С экономической же точки зрения, Анкара, конечно, выиграет, так как проводка судов по новой трассе, в отличие от Босфора, будет платной. Кроме того, аналитики предусматривают и совсем экзотический вариант: закрытие нынешнего прохода через центр Стамбула под любым предлогом - от сейсмической активности до геополитических мотивов. Например, турецкие власти могут заговорить об угрозе культурному наследию или экологической опасности загрязнения вод. Это суверенное право Турции, тем более что основания для подобного решения вообще-то есть.

Справка

Инциденты в Босфоре происходят регулярно. Так, в 1979 г. там столкнулись греческий сухогруз и румынский танкер. Погибло 42 человека. В 2003 г. на мель сел танкер с нефтью. Вылившиеся углеводороды отравили акваторию. В 2018 г. мальтийское судно врезалось в берег, повредив историческую застройку. И это далеко не единственные происшествия всего лишь за последние 40 лет.

Вполне очевидно, что такой разворот неминуемо приведёт к ревизии всех действующих уложений в области судоходства.

 В 2018 г. мальтийское судно врезалось в берег, повредив историческую застройку.
© youtube.com
 В 2018 г. мальтийское судно врезалось в берег, повредив историческую застройку.

Эрдоган считает себя продолжателем дела Ататюрка

Мы живём в столь нестабильную эпоху, что сценарии, порой немыслимые ещё одно десятилетие назад, легко реализуются, даже не вызывая особого возмущения или удивления. Чего стоит хотя бы убийство генерала Касема Сулеймани, высокопоставленного госслужащего страны, другой державой, что, однако, не привело, как во времена выстрела в Сараево, к немедленной бойне? Конечно, Эрдоган (или его преемник) не перекроет Босфор без причин, но, несомненно, у Анкары появляется серьёзный аргумент в той игре, которую она, как любая уважающая себя держава, ведёт.

Эрдоган только выигрывает от проекта, так как его партия АКП позиционирует себя, как наследница традиций великого Кемаля Ататюрка.
© tccb.gov.tr
Эрдоган только выигрывает от проекта, так как его партия АКП позиционирует себя, как наследница традиций великого Кемаля Ататюрка.

Наконец, с точки зрения внутренней политики, Эрдоган только выигрывает от проекта, так как его партия АКП - партия Справедливости и Развития - позиционирует себя как наследница традиций великого Кемаля Ататюрка.

И в самом деле, с эпохи этого государственного деятеля в Турции не было таких значимых проектов, как запуск «Турецкого потока», обусловившего стабильность энергетики страны, или того же канала-дублёра Босфора.

Как бы то ни было, все страны - и, прежде всего, Ближний Восток, где Турция, несомненно, занимает центральное положение мощной региональной державы - готовятся к уходу «американского льва» со сцены. Передел мира уже начался, и Анкара жёстко заявляет о своих правах в зоне исторического охвата, которая, похоже, простирается вплоть до Ливии.

Реклама
ВЫСКАЗАТЬСЯ Комментарии
Реклама